Глубина карьера рудника «Железный» на данный момент составляет минус 450 метров. По словам Натальи Ильиной, в дальние планы работы Ковдорского ГОК входит углубление карьера до 800 м. 55 лет назад на его месте высилась 150-метровая гора: «У нас очень много дальних планов. На сегодняшний день наши геологи разведали и получили лицензию на разработку рудного тела лишь на два километра. Невозможно представить, насколько оно еще уходит в глубину земли. Поэтому в перспективе нам предстоит переход на подземные работы».

К сожалению, нам так и не удалось увидеть все масштабы карьера, так как подход к краю уступа был ограничен предохранительным валом для безопасности при работе карьерных самосвалов.

Особое впечатление произвела горная техника, за работой которой нам удалось понаблюдать со стороны: «У нас работают большегрузные самосвалы, экскаваторы. Один БелАЗ может перевезти до 220 тонн руды. Ежегодно мы производим 6,3 млн тонн железорудного сырья, 2,7 млн тонн апатитового концентрата и 8 тыс тонн бадделеита. У нас ежедневно уходит только 112 вагонов с апатитом и 260 вагонов с железом. За все 55 лет комбинат ни на минуту не прерывал свой технологический цикл. На то есть свои причины. Если эти машины остановятся, то перезапустить их будет практически невозможно. Сразу собьется вся система. Люди работают по две и три смены».

«Этот БелАЗ больше самой Белоруссии!», - подметила Маргарита.

Взрыв рудного тела раньше производился при помощи тротила. Однако сейчас подобные технические работы проводятся с применением специальной взрывной эмульсии, которую вырабатывает сам комбинат.

«Учатся у нас на такие машины очень долго. Нужно иметь категорию В и С. Плюс трехлетний стаж и три месяца теории. Сюда же входят два месяца тренировки с наставником и месяц практики. В общей сложности – полгода уходит на обучение водителей», - именно так, по рассказу Натальи, выглядит процесс подготовки к работе в карьере.

Кстати, совсем недавно руководство предприятия пришло к решению научить управлять карьерными гигантами и женщин: «Теперь на этих большегрузных машинах будут работать женские бригады. Две девушки уже проходят стажировку. Сначала практика в дежурках и вахтовках - на тех объектах, которые обеспечивают производство. После того, как они набьют руку на КамАЗах, их пересадят на вот эти прекрасные рудовозы».

Всего на горно-обогатительном комбинате работает 3430 сотрудников. На одном только руднике «Железном» трудятся около 700 человек. Это геологи, маркшейдеры, буровики, взрывники, экскаваторщики, бульдозеристы. Огромное количество профессий представлено здесь, всех и не пересчитать. В Советское время на комбинате работало около 6000 человек. Сейчас это число значительно снизилось за счет повышения автоматизации производства».

Цех технологического транспорта – следующий пункт в нашем маршруте – обеспечивает вывозку горной массы из карьера. Это самый большой цех, который занимается сборкой и обслуживанием машин. Сверху бы этот цех больше напоминал бы коробку с конструктором «Лего», как подчеркнула Наталья Ильина. В ней огромные машины разобраны по частям:  отдельно лежат колеса, отдельно – грузовые емкости. Сборка одного карьерного гиганта занимает всего две недели.

Далее мы отправились на усреднительный склад, куда поступает дробленая руда и укладывается в специальные штабеля. Всего такой склад вмещает 600 тысяч тонн – это неделя бесперебойной работы комбината». Здесь руда проходит через так называемую процедуру усреднения – подготовку руды для дальнейшей переработки с целью повышения извлечения полезных компонентов. 

Далее усредненная руда отправляется в другой цех на обогащение, где мы побывали уже в конце экскурсии по промышленной площадке. Именно здесь, выражаясь обыденным языком, происходит отсоединение зерен от плевел.

На обогатительном комплексе мы практически не встречали людей – за производственным циклом трое операторов следят через специальные компьютерные программы. 

Особое внимание мурманчанок привлекли флотомашины, при помощи которых осуществляется выделение апатита из руды. В специальные чаны добавляется щелочной реагент, при контакте с которым апатит вступает в химическую реакцию и всплывает. На фото видно, как лопасти, расположенные горизонтально, откидывают верхний слой всплывшего апатита. Кстати говоря, апатит по своему химическому составу аналогичен нашим зубам.

Последним пунктом в нашей экскурсии стало посещение геолого-минералогического музея Ковдорского ГОКа. В музейной экспозиции представлено более ста образцов различных минералов со всего мира: хризолит, амазонит, аметист, зеленый гранат, платиновые, редкоземельные и другие металлы. В течение долгих лет инженер-минералог Татьяна Поганкина собирала эту коллекцию, экспонаты которой по сей день представляют огромный интерес для ученых-геологов. Многие камни были отданы для исследований, однако, это не умаляет ценности коллекции.

Кольский полуостров не имеет в мире аналогов по разнообразию минерального сырья. Только на территории Мурманской области было обнаружено около 1 тысячи минералов, а это почти одна третья всех других камней, известных науке.

На этом наша экскурсия по Ковдорскому ГОКу подошла к своему логическому завершению. Ковдор – небольшой городок, население которого 18 тысяч человек. Поэтому нам с водителем хватило получаса , чтобы успеть побывать на местах боевой славы города, посмотреть его окрестности и достопримечательности, а также пообедать в кафе «Уют», где нам предложили угоститься знаменитым ковдорским хлебом собственного производства.

Культурно-познавательная поездка на Ковдорский ГОК стала для Маргариты и Елены отличной возможностью отдохнуть на свежем воздухе посреди рабочей недели. По окончании поездки Наталья Ильина вручила женщинам памятные подарки к 55-летию Ковдорского ГОКа и предложила северянкам продолжить знакомство с уникальным горно-обогатительным комбинатом. Маргарита и Елена пообещали вновь принять участие в радиовикторине и снова побороться за звание лучшего «Профессионала». Кстати, в ноября «Большое Радио» возобновляет свое «игровое» сотрудничество с горно-обогатительным комбинатом. А это значит, что впереди северян ждут не только познавательные беседы с ведущими, но и  ценные призы от Кодворского ГОКа. Не пропустите!