Среди совсем новых и весьма старых домов Ленинского района города Мурманска выделяется красивое двухэтажное здание, отделанное современным светлым сайдингом, со стеклянным портиком на одном из фасадов и аккуратной деревянной оградой вокруг небольшого двора. Это «Школа Пионер» -  единственное частное общеобразовательное учреждение в нашем регионе.

В своём кабинете меня принимает Ирина Альфредовна Ушинская, учредитель «Пионера» и один из его идейных вдохновителей с 1995 года. Хозяйка «Пионера» в своё время окончила Мурманский Педагогический Институт (ныне МАГУ), работала преподавателем русского языка и литературы, одновременно воспитывала двоих сыновей и поэтому все проблемы существующего государственного образования хорошо знает с обеих сторон: как учительница и как мама.

При тридцати учениках в классе, как вспоминает моя собеседница, у учителя нет возможности во время урока донести материал эффективно до каждого ученика и лично убедиться в его усвоении. Поэтому большая часть обучения переносится на дом. А дома эту работу у ребёнка проконтролировать, как правило, некому до самого вечера, пока не приходят усталые родители; или же ребёнок сам после школы «ходит по репетиторам». А добавьте к этому ещё и дополнительное образование...

«У меня младший сын учился в музыкальной школе, - продолжает Ирина Ушинская, - и заниматься с ним на фортепиано по вечерам было очень трудно. Поэтому ключевым моментом в идее «Пионера» было небольшое количество учеников в классе, и тогда практически всё усвоение материала происходит и контролируется непосредственно на уроке.»

В «Пионере» не более 10 детей в каждом классе; все учителя и учащиеся находятся в школе до 18 часов — вторая половина дня у среднего и старшего звена посвящена самостоятельному закреплению пройденного материала и дополнительным занятиям.

«А чем это отличается, - интересуюсь я, - от так нелюбимой многими «продлёнки» в государственной школе, когда после уроков ребёнок до вечера томится в одном помещении под вялым присмотром одной учительницы?»

В «Пионере», как рассказывает Ирина Альфредовна, ребёнок находится не просто под присмотром и не только в одном помещении — он с утра до вечера включён в целую образовательно-воспитательную систему. Это значит, что даже после завершения основных занятий, учащемуся средних и старших классов доступны все учителя-предметники, все учебно-вспомогательные материалы для любой самостоятельной работы в целях закрепления или углубления знаний. Например, нужно написать реферат по географии или сочинение по литературе? Вот тебе книги, Интернет, как источник знаний, принтер, и главное, учитель, у которого можно проконсультироваться. Готовишься к предметному ЕГЭ? К твоим услугам преподаватель-предметник, который поможет и оценит твою степень подготовленности. Хочешь позаниматься спортом или музыкой? Доступны спортзал и музыкальная студия с педагогами. Нельзя забывать и об отдыхе и пище: в школе есть столовая с 3х-разовым режимом питания, также можно выйти на прогулку во двор, наконец, пообщаться по интересам с одноклассниками в комфортных условиях. Желаете вместе посетить определённую выставку или спектакль? Сообщите об этом желании своим родителям или попечительскому совету, и это мероприятие будет организовано. Одним словом, после основных уроков выбирай и сам контролируй своё время совместно с учителями и одноклассниками. «Наши ученики при таком подходе, - заключает собеседница, - как показывает опыт, становятся гораздо более самостоятельными и коммуникабельными, чем в других школах. И дома вечером они приятно проводят время с семьёй, а не за уроками.»

«А как контролируется, - не успокаиваюсь я, - усвоение основной учебной программы в частном учреждении? Ведь есть мнение, что в таких школах оценки учеников априори проплачены.»

Это распространённое, но неверное суждение, как поясняет Ирина Ушинская. Частная школа отчитывается перед Министерством образования не меньше, чем государственная, в том числе и по успеваемости учащихся. Все результаты госаттестаций учащихся, все случаи перевода учеников из «Пионера» в другие образовательные учреждения страны (например, в связи с переездом) подтверждают полученные ими знания. И здесь важно именно то, что эти оценки при индивидуальном подходе зарабатываются гораздо меньшей ценой, чем в обычной школе: без стрессов, переутомления и дополнительных затрат на репетиторство, которое так расцвело в связи с ЕГЭ.

Интересуюсь, с какими ещё неверными суждениями о частных школах приходится сталкиваться.

«Да, менталитет мурманчан относительно частных школ был и остаётся проблемой, - признаётся Ирина Альфредовна. - Приходится слышать от незнающих нас людей, что у нас какие-то «тепличные» условия, что мы лишаем детей социума и вообще воспитываем проблемных мажоров. Это никак не относится к действительности. Комфортные условия обучения не означают «тепличные». Наши дети регулярно и охотно принимают участие во внешкольных конкурсах, конференциях и поездках. Какого же социума мы их лишаем? Бегающей по коридорам толпы? К нам приходят учиться медалисты и дети иностранных консулов. И мы отнюдь не коррекционная школа для проблемных детей.»

Ирина Альфредовна показывает мне различные школьные помещения. Светлые классы, уютные рекреации, оформленные детскими рисунками; на одной стене фотографии всех учеников в виде яблок на большом дереве. Приятно удивляют просторный спортивный и танцевальный зал, чистая и аккуратная столовая, индивидуальные шкафчики учащихся, специальные помещения для хранения спортивного инвентаря (уроки физкультуры проходят на близлежащем Семёновском озере), а прекрасно оснащённая музыкальная студия меня, меломанку, приводит в восторг.

К слову, в самой школе по вечерам функционирует репетиционная точка «Attacca Gravi Studio», которой пользуются многие мурманские музыканты; ею занимается замдиректора школы Сергей Ушинский — сам рок-музыкант. «В «Пионере» есть преподаватели по вокалу, гитаре, фортепиано и звукорежиссуре, - комментирует Ирина Альфредовна. – А младшие классы обязательно занимаются на барабанах. Все умения каждый ученик демонстрирует на регулярных праздниках и выступлениях. И вот результат: двое наших выпускников поступили в Мурманский Колледж Искусств (бывшее музучилище), минуя музыкальную школу.»

Я очарована, но стараюсь быть объективной: «Но ведь согласитесь: частная школа — это, прежде всего, бизнес, а родители — ваши клиенты? Если, например, новые клиенты приведут очень проблемного ребёнка, с которым не захотят обучать своих детей другие папы и мамы, то как вы поступите?»

«Во-первых, частное образовательное учреждение — это не бизнес, это некоммерческая организация, - поправляет меня собеседница. - Всю полученную прибыль мы обязаны вкладывать обратно в школу. И это одна из причин, почему ЧОУ мало выгодны. Что касается проблемных детей, то такие случаи были. Решали их по-разному. В некоторых случаях, например, слишком активный или непослушный ребёнок, оказавшись в комфортных гармоничных условиях, со временем сам исправлялся и забывал прежние плохие навыки. Но были и случаи, когда приходилось новым клиентам отказывать, ибо всё решается совместно с другими родителями. У «Пионера» есть попечительский совет, на котором решаются абсолютно все школьные вопросы: от внутреннего распорядка до таких серьёзных случаев.»

Услышав о направлении всей прибыли обратно «в производство», я интересуюсь происхождением названия школы. «Какого-то особого социалистического значения в нашем наименовании нет, - заключает учредитель первой и пока единственной частной школы в регионе. - «Пионер», потому что, прежде всего, первый.»

Надежда Пантелеева