В эпоху информационных технологий стремительное расширение Интернет-пространства ознаменовало не только безоговорочную победу сетевых коммуникаций над другими средствами связи, но и упорное нарушение границ частного пространства. Каждый день пользователи сети Интернет со всего мира размещают в Facebook и Instagram около четырехсот миллионов записей и фотоснимков, которые позволяют составить полноценный психологический портрет владельца того или иного аккаунта. Как показывает статистика, каждый второй пользователь Всемирной паутины зарегистрирован хотя бы в одной из наиболее популярных соцсетей. Очевидно, что для большинства из них утро начинается не с кофе…а с просмотра новостной ленты. По мнению психологов, людей, зависимых от активного использования социальных сетей, можно сравнить с эксгибиционистами, которые получают удовольствие от публичной демонстрации своего обнаженного тела. Мол, точно так же человек выставляет напоказ свою личную жизнь, когда фотографирует каждый шаг и размещает этот снимок на странице в Instagram. Однако публикация скучных и однотипных фотографий без особого смысла - это лишь одна из немногих функций, которая была тщательно «распробована» виртуальными гурманами. Для одних социальные сети – это универсальный инструмент для дистанционного общения и мгновенного обмена необходимой информацией. Для других – широкомасштабная платформа для сетевого заработка и профессионального роста. Для третьих – импровизированная площадка для творческой самореализации и выражения своего внутреннего мира через создание определенного контента.

Однако все эти, казалось бы, элементарные механизмы саморегулирования в социальной сети не всегда совпадают с этическими стандартами и требованиями профессионального кодекса. Иными словами, если человек занимает должность в образовательном учреждении, то он обязан четко осознавать свою принадлежность к культурно-просветительской сфере, которая едва ли граничит с примитивной «бытовухой» или зарисовками частной жизни с маркером «18+».  Сохранение баланса между «возвышенным» и «приземленным» осложняется в десятки раз, если учитель вынужден поддерживать статус морально-нравственного авторитета, при этом оставаясь обычным человеком со своими интересами, привычками и увлечениями. Как совместить канонический образ строгого учителя с образом современного педагога, идущего в ногу со временем и способного передать ребенку знания о культуре виртуального общения? Каким должен быть профиль учителя, и что он может публиковать на своих страницах в социальных сетях, зная, что данная информация может дойти не только до детей, но и до их родителей и коллег по цеху? Может ли учитель добавлять учеников в «друзья», и, если «да», то что он может позволить себе при общении со своими воспитанниками в Интернете? Ответы на эти вопросы ищут не только многие педагоги, которые завели свои страницы «ВКонтакте» еще в молодые годы. На прошлой неделе информационная культура учителя стала ключевой темой обсуждения для ведущих программы «Послевкусие» и слушателей «Большого Радио».

Информационным поводом к обсуждению данной темы послужило известие о скандальном увольнении 26-летней учительницы из Омска за «неподобающее обращение с детьми». Как стало известно, в свободное от работы время Виктория Попова проходила курсы при модельном агентстве для девушек с пышными формами. В рамках закрытого учебного процесса Виктории было дано задание прорекламировать магазин одежды plus-size. Для этого молодая учительница из общеобразовательной школы №7 должна была войти в образ миловидной ретродивы и предстать перед объективом фотокамеры в купальном белье. Виктория Попова весьма успешно справилась с заданием, получила обработанные фотографии и нигде их размещать не стала. А вот модельное агентство иначе распорядилось откровенными снимками с пикантной фотосессии. «Игривые» изображения моментально попали в Интернет, в связи с чем их увидела не только администрация школы, где работала Виктория, но и широкая общественность всего Рунета. Руководство образовательного учреждения расценило фотоснимки, как материалы «фривольного содержания», а также обвинило свою сотрудницу в том, что она «нанесла ущерб имиджу школы и престижу учителя».

Виктории Поповой предложили написать заявление «по собственному», однако, уже спустя несколько дней в Министерстве образования Омской области взяли слова администрации школы обратно и убедили Викторию остаться на прежней работе. Что же заставило региональный Минобр сделать широкий «жест доброй воли» и пересмотреть решение об увольнении преподавателя? Оказалось, что известие об увольнении вызвало громкую огласку, а показательная порка - массовое сопротивление. Возмущенные учителя устроили масштабный флэшмоб по всей стране: сначала в группе «Омбудсмен образования», а затем и на личных страницах учителей стали появляться их фотографии в купальниках в сопровождении хэштега #УчителяТожеЛюди. Под фотоснимками можно было обнаружить самые разные комментарии: учителя тоже ходят на пляж, они вовсе не носят паранджу, они могут позволить себе бокал вина в праздник. Или, как отметила одна из участниц флэшмоба, – «наш ответ ханжам». А вот среди слушателей и экспертов программы «Послевкусие» у Виктории Поповой оказалось гораздо меньше единомышленников.

Как показывает практика, этическая доктрина есть не только у такой благородной профессии, как «преподаватель». К наиболее известным профессиональным кодексам можно отнести ту же Клятву Гиппократа или Кредо журналиста. Очевидно, что негласный свод этических правил есть и у так называемых «служителей народа». Как рассказал депутат Мурманской областной Думы и преподаватель высшей школы Герман Иванов, любые отношения могут регулироваться корпоративным кодексом только в том случае, если он является рекомендованным документом. То есть, если у администрации омской школы не было весомых оснований на увольнение Виктории Поповой, то ее действия едва ли можно назвать правомерными:

«С точки зрения законы любые трудовые отношения регулируются ТК РФ. Можно ссылаться на корпоративный кодекс, но только если он был рекомендован. Я сам являюсь секретарем Комиссии по вопросам депутатской этики, которая вправе решать подобные вопросы. Что касается частной жизни, у меня есть страницы «ВКонтакте» и Instagram, но я не публикую сугубо личные фотографии или материалы, касающиеся работы. На тот момент, когда я начал принимать активное участие в КВН, я уже был преподавателем вуза, и мне приходилось лавировать между преподавательской деятельностью и юмористической сферой. Сами понимаете, что при неправильной подаче такой тандем мог заиметь негативный эффект. Я не знаю, какая именно причина побудила руководство школы в Омске уволить своего учителя. Но понять можно: преподавание в нашей стране всегда облагалось особыми морально-этическими требованиями».

Постоянный слушатель «Большого Радио» Роман убежден, что в любой профессии есть заветная «красная черта, которую нельзя переступать». Иначе это, на самом деле, может нанести урон по престижу профессии и дискредитировать специалиста:

«Как мы будем относиться к медицинскому работнику, который стоит в белом халате около входа в больницу и затягивается сигаретой? А на сотрудника МВД в расстегнутой шинели и небрежно сдвинутой фуражке? В таком виде появляться нельзя, и я удивлен, что это для кого-то стало шокирующей новостью».

Со словами Романа не возможно не согласиться хотя бы потому, что дисциплина и ответственный подход специалиста к морально-этическому кодексу своей профессии внушает не только уважение со стороны его подопечных, но и не малую долю уважения. Однако стоит признать, что в нашем государстве «преподаватель» - это не просто специалист по русскому языку и литературе, а морально-нравственный ориентир, проводник в мир научного знания и культурного просвещения, мерило доброты, справедливости, чести и достоинства. Успехи ребенка и его личностный рост напрямую зависят от профессионально значимых качеств личности педагога. Учитель обязан быть прогрессивно мыслящим человеком, готовым в рамках взаимодействия с учениками исполнить роль навигатора в медиапространстве. А это значит, что перед современным преподавателем стоит задача научить детей отбирать качественный контент и сформировать у них нормы оценивания информации.

Стоит ли говорить о том, что для учителя публикация своих откровенных фотоснимков на обозрение детей – это, как минимум, не честно по отношению к самому себе? Человек, который решил связать свою жизнь с такой благородной профессией, должен осознавать все бремя ответственности за образ мыслей своих учеников. Молодой преподаватель автоматически становится для детей неким образцом для подражания, а это значит, что задача учителя – научить его самодисциплине и показать возможные пути самореализации. Однако это вовсе не говорит о том, что учитель не имеет права на личные интересы, увлечения и хобби, даже если они не соответствуют ожиданиям общества. Преподаватель должен видеть четкую разницу между моральным обликом учителя, материалом, который может нанести урон психике ребенка, и так называемым «спорным» контентом. Например, автор сей статьи лично знаком с преподавателем русского языка и литературы, который, будучи лауреатом многочисленных конкурсов среди педагогов, имел огромные достижения в pole dance – разновидности спортивного танца с акробатическими элементами на пилоне. При упоминании pole dance у большинства людей возникают прямые ассоциации с танцем на шесте. Стереотипы, связанные с отсутствием глубокой осведомленности, могут вызвать неодобрительную критику у родителей учеников, в связи с чем учитель русского языка и литературы обязан воздерживаться от публикации фотографий, сделанных на пилоне. Однако это никогда не мешало нашей героине успешно вести второй закрытый аккаунт в социальной сети, не доступный детям и их родителям. Но это что касается того самого «спорного» контента. а вот материалы, способные нанести урон психике ученика, - это уже вопрос совести самого учителя.

Примерно такого же мнения придерживается директор мурманской гимназии №8 Ольге Дзюбе, которой не единожды приходилось сталкиваться с анализом психологического портрета сотрудника по контенту в социальной сети:

«Любой директор при подборе персонала анализирует тот цифровой след, который оставляет учитель в социальных сетях. При получении резюме я просматриваю профиль предполагаемого коллеги, который претендует на место в моем образовательном учреждении. Были случаи, при которых я отказывала соискателю после анализа аккаунта в предоставлении той или иной вакансии. В современном мире любой человек владеет технологиями. Согласитесь, когда у учителя «ВКонтакте» размещен фотоснимок на фоне бутылок, ему приходится отказываться. Однако я согласна с преподавателями, которые запустили хэштег. Личная жизнь не может стать причиной для увольнения учителя».

А вот врач Центра медицинской профилактики Юлия Смирнова рассматривает публикацию откровенных фотографий в социальной сети, как способ борьбы с депрессией:

 «Конечно, кодекс поведения есть у каждого. Но давайте оставим жизнь после работы вне этой самой работы, иначе это может привести людей к профессиональному выгоранию. Учительница не сделала ничего плохого. Она не была замешана в скандалах сексуального характера. Она, возможно, просто борется со стрессом. Вот и все».

В завершении программы были приведены комментарии из блиц-опроса, составленного нашими корееспондентами:

- выговора было бы достаточно.

- профессия такая, должен быть кодекс чести.

- нужно понимать, насколько это уместно и какими последствиями грозит.

- никто не в праве вмешиваться в личное пространство.

- личная жизнь учителей не должна нас касаться.