"Это вовсе не порнографическая пьеса. Просто там все как в жизни".

Под занавес предъюбилейного театрального сезона на сцене Мурманской Облдрамы состоится премьера спектакля «Эти свободные бабочки» по мотивам пьесы именитого писателя Леонарда Герша. С творчеством этого американского драматурга Мурманский областной драматический театр знакомится впервые. Однако имя Леонарда Герша по праву занимает почетное место среди наиболее востребованных авторов в мире современного театрального искусства и кинематографа. Из-под пера знаменитого драматурга вышло множество сценариев к популярным голливудским кинолентам. Одна из них – всеми любимая «Забавная мордашка», главные роли в которой исполнили Одри Хепберн и Фред Астер. Музыкальная комедия была номинирована на престижную кинопремию «Оскар» в категории «Лучший сценарий», но уступила пальму первенства работе Джорджа Уэллса – автора художественного фильма «Модельерша».

Широкое многообразие художественных произведений Леонарда Герша, по общепризнанному мнению, венчает пьеса с трогательным названием «Эти свободные бабочки». С момента создания сочинения прошло более пятидесяти лет. За эти годы «…бабочки» прошли тщательную проверку временем, которая показала остроту и актуальность проблем, вышедших на авансцену в эпоху разноплановой и эклектичной Америки 70-х годов. В сюжетной канве произведения органично переплелись темы любви и измены, творческих исканий и свободы волеизъявления, родительской опеки и одиночества в измерении многолюдного мегаполиса.

Кстати о мегаполисе…Действие сюжета разворачивается в каменных джунглях свободолюбивого Нью-Йорка – крупнейшей агломерации Соединенных Штатов Америки, привлекательной для передовой молодежи и провинциального юношества. История, рассказанная в пьесе «Эти свободные бабочки», вполне могла бы произойти в московской высотке или парижской мансарде, а потому этот, казалось бы, незатейливый сюжет будет понятен «искателям большой жизни» со всего мира. И главные герои произведения Дональд Бейкер и Джил Тэннер ничем не отличаются от амбициозных и проницательных бунтарей, готовых, во что бы то ни стало, бороться за свое счастье до последней минуты. Ну, почти ничем не отличаются… Дональд и Джил, волею судьбы нашедшие друг друга по соседству, снимают дешевые квартирки под крышей дома в самом центре Манхэттена. Джил, роль которой исполнила Ольга Заяц, мечтает покорить сценические площадки Нью-Йорка и увидеть мир глазами знаменитой актрисы театра и кино. В квартире Джил царит жуткий бардак, чем не может «похвастаться» ее новоявленный сосед. Дональд от рождения слеп, но это не мешает ему поддерживать порядок не только в квартире, но и в своих мыслях. Дональд мечтает стать музыкантом и сбежать от своей строгой и чрезмерно заботливой матери в новую жизнь, где нет стереотипов, рамок и предрассудков, а есть только свобода действий и широта возможностей для творческого саморазвития.

В этом талантливый юноша и его легкомысленная соискательница главных ролей, безусловно, похожи. Историю о трепетном чувстве, погасшем так же стремительно, как и вспыхнувшем, любят в российских театрах. Однако зачастую режиссеры превращают эту историю любви в романтическую мелодраму, переставляя другие идеи авторского замысла на второй план. Алексею Серову, режиссеру «…бабочек» в МОДТ, удалось вынести на поверхность всю проблематику художественного произведения и детально прописать характеры всех героев пьесы, абстрагируюсь от сантиментов.

- Работа с Алексеем Серовым для нас оказалась совершенной новой в плане того, как был выстроен ее принцип и какие были поставлены задачи внутри самого спектакля. Это был очень нужный и интересный для нас, как для артистов, опыт. Это прекрасно, когда появляется возможность встретить и полюбить того, кто принимает тебя всецело .У наших героев происходит необычная трансформация, в которой они как будто находят недостающие части себя», - рассказывает исполнитель роли Дональда Бэйкера Андрей Белянцев.

Общий тон театральному повествованию задает сцена знакомства героев, с которой и начинается спектакль. Дональд и Джил уверенно рассказывают о себе друг другу, не скрывая недостатков и подчеркивая достоинства. Джил неумолимо повторяет, что она не создана для тихой и размеренной жизни, как будто предупреждая зрителя о несчастливой развязке в финале пьесы. Беспечная и наивная Джил, она словно бабочка порхает по сцене в легком розовом платьице и становится для Дональда проводником в радостную и настоящую жизнь, о которой грезит главный герой. Дональд, в исполнении молодого артиста Алексея Белянцева, напротив, являет собой средоточие духовной силы, волевой выдержки и навязчивой пунктуальности. Он не акцентирует внимание на своем недуге и демонстрирует желание жить наравне с другими людьми. Дональд безошибочно ориентируется в пространстве, знает количество шагов от дома до прачечной, пишет песни и виртуозно исполняет их на электронной гитаре. Остроумный, добродушный и целеустремленный, он рано повзрослел и слишком рано узнал цену простым вещам, которые не замечают другие. Несмотря на явные различия, между Дональдом и Джил сложился весьма гармоничный дуэт. Озорные диалоги, недвусмысленные намеки, эксцентричные выходки и бушующие страсти, переполненные жаждой жить и узнавать друг друга. Пожалуй, самая точная характеристика для первого акта спектакля «Эти свободные бабочки».

Под занавес первого действия на сцену выходит «настоящий ревизор» в исполнении любимой актрисы мурманского зрителя Юлии Денежкиной. Изящная и несгибаемая миссис Бэйкер застает своего «заблудшего» сына в постели с его сомнительной пассией. С этого момента между героями пьесы начинается полная иронии и сарказма словесная перепалка, в которой обнажается натура миссис Бэйкер. Героиня ведет сражение на двух фронтах. Одновременно она пытается вразумить бестолкового Дональда и обличить распутную Джил. Однако ее наигранный артистизм терпит фиаско в борьбе с искренними материнскими чувствами. С одной стороны, она пытается понять своего сына и скрепя сердце предоставляет ему возможность самостоятельно распоряжаться своей жизнью. С другой, некогда дерзкая и кокетливая миссис Бэйкер никогда не перестанет беспокоиться за своего сына и всегда будет продумывать сюжет новой сказки о маленьком Донни, победившем мрак.

- Я молода для роли миссис Бэйкер, у которой по сюжету есть взрослый 22-летний сын. Я сама дочь, помню себя в этом возрасте. Поэтому иногда мне было легко представлять себя в образе заботливой матери. Но в некоторых моментах было сложно, потому что какие-то моменты можно только прочувствовать. Не буду загадывать. Надеюсь, что зритель увидит в моей героине все черты, присущие маме – и заботу, и любовь, и строгость, и ревность, - отметила актриса МОДТ Юлия Денежкина.

Кульминация сюжетного действия произойдет в тот момент, когда некий режиссер Ральф Остин в исполнении Андрея Шпеко предложит милой Джил не только главную роль в эротическом спектакле, но и спальное место в своей квартире. Джил мгновенно забудет о романтическом ужине с Дональдом, соберет вещи и упорхнет навстречу новым приключениям. А отвергнутый Дональд вновь останется наедине с самим собой. Но таким был бы финал самой обычной сентиментальной мелодрамы, в которую «…бабочек» превращают многие режиссеры. Но не театральная труппа Мурманской Облдрамы.

- Спектакль, который смотрит режиссер, - это одно. а спектакль, который смотрит зритель, - это совсем другое. Жизнь театральной постановки начинается с ее премьеры, и мы бы очень хотели, чтобы зритель поверил в случившееся. Как режиссер, лично я хотел увидеть в спектакле именно Ольгу Заяц и Андрея Белянцева – молодых артистов, которым еще предстоит обрести большую любовь и славу в своей профессии. Мне кажется, что перекличка молодых и опытных артистов в одном спектакле поможет нам сделать шаг вперед и отойти от статуса самого обычного культурного учреждения, коими являются многие репертуарные театры в России, - поделился своими впечатлениями от работы в МОДТ Алексей Серов.

Премьера спектакля «Эти свободные бабочки» на сцене Мурманского областного драматического театра состоится 23 и 24 июня в 19 часов. Судя по количеству проданных билетов, заключительные показы в МОДТ пройдут при полном аншлаге. Постановка «Эти свободные бабочки» откроет новый юбилейный театральный сезон следующей осенью.