Испокон веков творцы художественного слова создавали миры, в которых материальная практика становилась основным родом деятельности человека, желающего любой ценой сколотить состояние и достичь успехов в карьерном росте. Герои литературных произведений либо деградировали под главенством денег и расчёта, либо сами олицетворяли «финансовую» власть. Например, в монументальной «Человеческой комедии» известного французского писателя Оноре де Бальзака ведущими мотивами являются расточительство и накопление. В романе Даниила Гранина «Иду на грозу» изображена непрестанная борьба между подлинными учеными и карьеристами, озабоченными поисками ведущих должностей в административном корпусе. Семья Курагиных в культовом романе Л.Н. Толстого «Война и мир» лишена родовой поэзии и духовного единства. Младшее поколение одной из самых уважаемых семей в аристократических кругах – это безнравственные молодые люди, избалованные пристальным вниманием и несметным богатством.

Недалеко от своих литературных «собратьев» ушел и главный герой пьесы «Профессионал» известного сербского драматурга Душана Ковачевича. В течение долгих лет бывший диссидент, а ныне преуспевающий редактор крупного издательского дома Тео Край жил амбициозными представлениями о блистательной карьере. Жажда наживы и хруст купюр затмевали глаза до тех пор, пока на пороге его кабинета не появился первоклассный детектив Лука Лабан. Опытному следопыту понадобилось не более полутора часов для того, чтобы вывести Тео на чистую воду и разоблачить в нем тщеславного карьериста, позабывшего о чувстве долга, любви, сострадании и честности. Сюжет этой «грустной комедии» лег в идейную основу спектакля «Профи», который под чутким руководством сербского режиссера Югослава Петровича был поставлен на сценах крупных российских театров. В начале декабря спектакль «Профи» занял свое почетное место и в репертуаре Мурманской Облдрамы. Незадолго до ожидаемой премьеры на малой сцене МОДТ состоялась генеральная репетиция спектакля «с иностранным акцентом», куда были приглашены представители творческой интеллигенции, общественных объединений и региональной прессы.

Во время беседы с журналистами перед началом генерального прогона директор Мурманского областного драматического театра Татьяна Вешнякова выразила надежду на то, что между притязательным заполярным зрителем и артистами, исполняющими главные роли, возникнет равноправный диалог. Сверхзадача артистов и режиссера заключалась в постановке спектакля, после просмотра которого зритель покинет стены МОДТ в состоянии неповторимого послевкусия, вызывающего желание вновь и вновь вспоминать наиболее яркие фрагменты и узнавать в поступках героев отдельные истории из своего жизненного опыта. Также Татьяна Ивановна подчеркнула, что в настоящее время артисты находятся на пике профессионального подъема, возникшего под впечатлением от волны успеха, которая нахлынула после премьеры спектакля «Месяц в деревне» по мотивам одноименной пьесы И.С. Тургенева. Театральный десант вдумчиво подошел к выбору материала и поэтому остановился на пьесе «Профи» Душана Ковачевича. Не случайно фильмы, снятые по мотивам этого произведения, занимали первые места в престижных кинофестивалях.

«Хороший спектакль – это тот спектакль, после которого ты выходишь на улицу, закуриваешь сигарету и, вместо того, чтобы сесть не троллейбус, решаешь прогуляться до дома пешком и поразмышлять об увиденном», - отметил Андрей Шпеко, исполнивший роль главного редактора. И действительно, спектакль «Профи» представляет собой благодатную почву для размышлений о, казалось бы, простых истинах, которые априори должны быть понятны каждому. Однако режиссер постановки Югослав Петрович на то и мастер психологических мизансцен, чтобы изображать очевидные нравственные постулаты в искаженном виде и под совершенно иным углом зрения. Как уже было сказано ранее, театральное действие разворачивается в течение полутора часов в кабинете главного редактора крупного издательства. В первую очередь зритель знакомится с самим Тео Краем, который привык к беспечной жизни и безнаказанному поведению. Не случайно в перерывах между приемами начинающих писателей Тео оказывает своей секретарше недвусмысленные знаки внимания, кидает дротики в настенную мишень прямо с рабочего места и в грубой форме отвечает на звонки от нежеланных собеседников. Вероятно, главный герой пьесы Душана Ковачевича так бы и продолжил почивать на лаврах внезапно нахлынувшей славы, если бы в один прекрасный момент в дверь его кабинета не постучал довольно странный посетитель – пожилой мужчина с огромным чемоданом в руках. Своего незваного гостя Тео видел впервые жизни, чего не скажешь о подозрительном визитере. В процессе развития действия зритель узнает, что в гости к Тео нагрянул умелый сексот Лука Лабан, который в течение долгих лет вел за новоиспеченным редактором тщательную слежку: записывал его разговоры, собирал забытые вещи и увековечивал моменты из жизни на пленку. Примечательно, что в контору своего подопечного Лука попал под весьма убедительным предлогом – предложить к печати несколько томов своих сочинений. Позже станет известно, что рукописи принадлежат не опытном детективу, а самому Тео, который в молодые годы был ярым диссидентом и противником коммунистического строя. Лука Лабан помнит, каким Тео был много лет назад: дерзким писателем с оппозиционными взглядами и революционерским духом. Однако так называемая «американская мечта» перевесила чашу весов и изменила главного героя до неузнаваемости. В погоне за материальными благами и карьерным успехом Тео Край позабыл о «прекрасных порывах своей души» и поставил под сомнение такие первозданные ценности, как семья и отчий дом.

Драматическая ситуация в театральной постановке построена вокруг поиска ответов на вопросы о самой сути бытия и предназначении человека. С одной стороны, каждый из нас испытывает необходимость обеспечить свои первичные потребности и поправить бытовое положение. С другой, излишняя забота о мирских благах грозит утратой своего истинного «я». Как уравновесить чаши тех самых весов, на которых балансировал Тео Край? Как не раствориться в условиях суровой реальности и суметь остаться верным своим жизненным принципам и идеалам? Об этом и многом другом в спектакле Югослава Петровича на малой сцене Мурманской Облдрамы.

К слову, режиссером спектакля «Профи» вновь выступил сербский актер и постановщик Югослав Петрович, который уже много лет живет и работает в Санкт-Петербурге, в связи с чем иронично называет себя «сербом с Васильеостровского». Впервые Югослав Петрович познакомил российского зрителя с героями пьесы «Профи» в начале нулевых годов. Спустя восемнадцать лет режиссер принял решение вновь вернуться к своему дебютному спектаклю и поставить его на сцене заполярного Драмтеатра: Отвечая на вопрос о том, насколько комфортной была работа с мурманскими артистами, Юго заговорил о легкости и непринужденности:

«У нас сложилась замечательная команда. Заслуженный артист России Александр Александрович Водопьянов, артисты Наталья Волкова и Андрей Шпеко прекрасно справились со своими ролями. И вообще, мне гораздо больше нравится то, чем я могу заниматься сейчас. Одну из репетиций увидела моя жена по видеосвязи. По ее словам, это была совершенно другая работа. Более душевная что ли. Да я и сам сейчас смотрю по-другому на многие вещи: будь то отношения отцов и детей или кризис среднего возраста».

Следующий показ спектакля «Профи» по мотивам пьесы сербского драматурга Душана Ковачевича на малой сцене бывшего кинотеатра «Атлантика» запланирован на 21 декабря.