К библейскому преданию о всемирном потопе можно подходить по-разному. В том числе – и как к аллюзии на предвыборную кампанию в одном северном городе, где народ, подобно Ною, будет выбирать «каждой твари по паре», в каждом избирательном округе.

Но если серьезно – какова вообще историческая традиция выборной – или, как сейчас говорят, представительной демократии?

Изобретателями ее были древние греки. Если не вдаваться в тонкости, то до них в мире существовала только старая добрая деспотия. О точной дате изобретения можно спорить, но в двух с половиной тысячелетиях возраста можно быть уверенными. Попутно с выборами те же самые древние греки изобрели предвыборные кампании, войны компроматов, популизм и собственно политику, как достойное гражданина занятие. Любопытно их отношение к политикам – это тогда считалось не «грязным делом», как модно говорить сейчас, а такой же священной обязанностью, как исполнение воинского долга. Потому, кстати, денег за исполнение выборных должностей в Древней Греции и не платили.

Как и все остальные греческие изобретения, выборная система была позаимствована и усовершенствована римлянами. В частности, именно в Древнем Риме появились первые прообразы политических партий, а также партийные списки. По ним, правда, не выбирали, но… рубили головы во время гражданских войн. Партийная деятельность – это не только розы!

В Древнем Риме был и свой аналог современного президента – император. Правда, императора тогда выбирали далеко не всегда, а если избирали, то делала это армия. С другой стороны, поскольку в римских легионах и был сосредоточен основной электорат (об избирательных правах для женщин тогда и слыхом не слыхивали), то это было, в принципе, вполне демократично.

Средневековье, как известно, было эпохой монархий, в диапазоне от «Аще не волен я казнить холопов своих» Ивана Грозного до «Государство – это я» Людовика XIV. Тем не менее, на самом деле о выборах и тогда не забывали. Прославленные средневековые бандиты, викинги, были известны не только своей кровожадностью, но и… любовью к парламентской демократии. Древнейший в Европе парламент, исландский альтинг, ведет свою историю именно от эпохи викингов!

Причем если для древних участие в политической деятельности было долгом, то в средневековье к этому стали относиться как к привилегии. Избирать – будь то императора в Германии, короля в Польше или мэра в городе – могли только самые знатные (на своем уровне, разумеется), а избираться – знатнейшие из знатных.

Так, немало копий сломано вокруг знаменитой легенды о призвании варягов. Но если при этом держать в уме, что выборный принцип был тогда отнюдь не чужд ни норманнам, ни славянам, то что тут такого? Выбрали же несколькими сотнями лет позже в Речи Посполитой (сейчас – Польше) королем принца из шведской династии Ваза, почему бы приоритету в этом не быть на Киевской Руси.

(Кстати, почему бы не предположить, что это были первые в нашей стране президентские выборы?)

В Средневековье стали зарождаться и политические партии в известном нам виде. Главным источником их формирования были религиозные секты, главным – но не единственным. Начиная с эпохи Возрождения, такой характер стали приобретать и группировки поклонников того или иного художника, актера, композитора. Легенда о Моцарте и Сальери в политическом ключе – никакая не легенда!

(Невероятно, но факт – в 1980-е годы Политбюро раскололось на поклонников Карпова и Каспарова, и этот раскол стал основой для полярных политических группировок в КПСС, известных нам по конференциям и съездам тех лет. А сорока годами раньше похожий раскол в Политбюро произошел при Сталине, и внешним его выражением опять-таки стало соперничество за шахматную корону!)

И если о том, были ли в те времена настоящие партии или их не было, можно спорить, то в отношении существования партийной прессы историки единодушны – она зародилась почти одновременно с изобретением книгопечатания. Правда, не везде. Но, например, в Англии такие СМИ существовали и были популярны уже в XVII веке, и, как считается, сыграли ключевую роль в мобилизации сторонников республики и в победе над роялистами.

В Средневековье появилась и неведомая древним идея о половом равноправии в ходе осуществления избирательного права. Сформулирована она, однако, была гораздо позже, в XVIII веке – когда, собственно, и появился сам термин «избирательное право».

В XVIII веке была изобретена и должность президента, в том самом виде, в каком мы знаем ее сейчас. Честь этого изобретения принадлежит американцам. Первоначально никакого президента у них не было и в проекте – нормальным государственным строем в эпоху завоевания США независимости во всем мире была монархия, и американцы тоже думали о своем короле. Однако всех удовлетворяющего принца в Европе не нашлось, и в итоге пришли к компромиссу – избирать короля (названного «президентом») из своей среды, примерно так же, как в те годы еще делали в Польше.

(Между прочим, «Речь Посполитая» - официальное название польской средневековой монархии – на русский переводится как «республика»).

Таким образом, все наши современные политические реалии на самом деле в большинстве своем имеют древнейшую историю. Правда, за время своего развития они подчас менялись так, как их зачинатели не могли себе даже представить!

Текст: Александр Сотонин

Фото: открытый источник