Уже более двух лет в столице Заполярья процветает и множится независимое и неформальное творческое объединение молодёжи города Мурманска «Полярный день». За это время участники организовывали творческие вечера, проводили литературные мероприятия и даже поздравляли в стихотворной форме мурманчан с Хеллоуином на улице. Корреспондент «Большого Радио» пообщался с художественным руководителем «Полярного дня» и победителем фестиваля имени Николая Гумелёва «Осиянное слово» Иваном Чернышовым.
-Как пришла идея о создании независимого и неформального творческого объединения молодежи города Мурманска? Почему остановились на этом названии?
-Название пришло не сразу, а после долгих размышлений о смыслах северной идентичности. А вот идея появилась весной 2017-го, когда мы поняли, что можно или оставаться на вторых ролях и ждать, пока нас, таких красивых и талантливых, заметят и помогут, или нам необходимо действовать самостоятельно. Мы выбрали второй — активный — путь. Думаю, мы оказались правы!
- Сколько человек входит в состав «Полярного дня»? Кто они? Все ли являются молодёжью?
- В состав «Полярного дня» сейчас входит 19 человек, это поэты, музыканты, прозаики. Рокеры «Лосины Маршала Потемкина», электронщик Snowbringer, поэтическое трио «Северный голос» — это всё наши участники. Есть у нас и барды, и переводчик Григорий Шокин, и художник Александр Бахия, и независимый режиссер Арнольд Ткаленко. Павел Сурнов, Владимир Белошеев, Алёна Кидун — одни из самых ярких наших авторов. Молодежь у нас считают по-разному; скажем так, большинству участников от 25 до 35 лет.
- Сколько мероприятий было организовано «Полярным днём»? Что это были за мероприятия?
- На настоящий момент у нас прошло 52 мероприятия за неполных 2,5 года. Среди крупнейших мероприятий — фестиваль «неудобного искусства» «Теплотрасса», конкурс стихов ко Дню города «Мурманск — мой северный город», проект «Школа критики», сольные вечера в научной библиотеке и краеведческом музее, сольный концерт ко Дню поэзии в Рок-баре.
- Что вы считаете самым большим достижением «Полярного дня»?
- Наверное, нашу репутацию, наш уровень. Для любого, кто знает о нас, очевидно, что мы — самое профессиональное, но при этом по-настоящему независимое молодежное объединение. Это уже такой бренд в узких кругах: т.е. если будет концерт «Полярного дня», то будет весело и классно, без уныния и графомании, а если будет какой-то мастер-класс, то тоже будет классно и понятно, но при этом полезно и интересно.
- На вашей официальной странице во «ВКонтакте» есть информация о целях молодёжного движения. Что включает в себя борьба за повышение качества культурной жизни города?
- Прежде всего, мы проводим много научно-популярных, просветительских мероприятий. Мы помогаем авторам работать над текстами, даем советы, ссылки на литературу. Мы участвуем в благотворительных концертах, проводим уличные акции, буквально принося поэзию в народ. Тем самым мы помогаем вузу, библиотекам (подбираем книги, даем справки), писательским организациям (берем на себя часть работы по анализу текстов), другим учреждениям культуры (когда берем на себя организацию мероприятий) — и все бесплатно! При этом мы не бегаем за пиаром, а просто спокойно работаем на результат. И результат есть: наши авторы побеждают на самых разных уровнях, создавая Мурманской области имидж культурного региона.
- С какими трудностями столкнулись во время реализации проектов?
- С разными. Поначалу были вопросы: «А вы кто вообще такие», но они быстро отпали. Были курьезы с освещением, например, когда из телесюжета про «Библионочь» вырезали добрые слова библиотекарей в адрес нашей музыкальной группы «Лосины Маршала Потемкина», да и вообще — нас не единожды «забывали» или «вырезали» — но это все — реакционные проявления, связанные с представлением о монополии на культуру. Оно неверно; смыслы находятся у нас, у независимых объединений. Нами движет не стремление к выгоде, а энтузиазм. Почему-то это понимают не все. Тут как с волонтерами, о них часто говорят: «Зачем он это делает бесплатно? Наверняка есть выгода!». А вот просто: человек хочет и может помочь — и помогает. Вот и мы в каком-то смысле волонтеры.
- Как вы оцениваете культурную жизнь Мурманска? Чего не хватает, за что город можно похвалить?
- Особых проблем нет, а с новым министром и вовсе есть надежды, что и имеющиеся проблемы разрешатся. Главное, должно прийти понимание, что культура не может быть корпоративной, не должно быть «своих» и «чужих»: есть авторы перспективные и не очень. Любой, кто хочет учиться и работать над собой, перспективен. Вот и всё.
- Как вы считаете, поэзия в современных реалиях нужна ли обществу? Или у человека в 21-ом веке уже другие потребности в культурном насыщении?
- Поэзия как раз сейчас очень популярна. Возможно, через пару лет ей действительно насытятся, но пока это тренд, она на хайпе, стихи — это модно, молодёжно. Вот проза проигрывает, «провисает» в плане продвижения, но прошедший форум им. Гумилева в Переделкино показал, что проза просто качественно переиграла поэзию, так что в плане культурного насыщения не исключено, что 2020-е будут десятилетием прозы — и, скорее всего, десятилетием метамодерна.
- С чего начать человеку, который хочет начать писать (прозу или стихи)?
- Нужно для себя решить, зачем он этого хочет; хочет ли он что-то сказать людям. Нужно быть готовым, что литературная работа — тяжелый труд, но отнюдь не скучный. Нужно быть готовым работать с большим количеством информации, прочесть классиков и современников, ученых-теоретиков и критиков — собственно для этого я организовал проект «Школа критики», который ежемесячно проходит в областной научной библиотеке. Изначально мне хотелось осветить вопросы, волновавшие авторов «Полярного дня», но выяснилось, что есть потребность в полноценном курсе лекций, который вот уже почти год успешно реализуется и собирает аудиторию. Мой мастер-класс на «Библионочи» собрал полный зал — люди слушали стоя! Это удивительно и приятно, ведь речь идет о научно-популярной лекции. В «Школе…» я стараюсь предельно доступно изложить сложнейшие теоретические проблемы, и занятия приносят реальные достижения: постоянные участники «Школы…», применяя знания, полученные на занятиях, занимают потом призовые места в региональных и федеральных конкурсах. В «Школе…» мы освещаем проблемы организации времени и пространства, построения сюжета и композиции, т.е. критически осмысляем теорию на материале классики. Конфликт, например, разбирался на материале Хармса. Многие потом иначе смотрят на классику, видят ее глубже. Критика вообще сейчас важна как никогда, ее мало, суждения об искусстве сводятся к «нра / не нра» или «мне это близко / мне это не близко» — я категорически против таких мнений; я за диалог с текстом. Таким образом, мы воспитываем критическое мышление и реально даем новые знания. Думаю, «Школа…» помогает и вузу, ведь в учебном плане не всегда отводится достаточно времени на теорию литературы и теорию текста.
- Где вас можно найти? Где и как часто проходят встречи?
- Если человек уже пишет, он может принести тексты на наши еженедельные занятия в Доме молодёжи, мы компетентно, но при этом доброжелательно и без нудежа анализируем их, даем советы автору, как раз применяя знания, полученные в «Школе критики». Мы собираемся по вторникам в 19 часов. Дом молодежи находится на Орликовой, 3. Также у нас там проходят мастер-классы, творческие задания, мы помогаем заявляться на конкурсы и т.д. Школа критики проходит раз в месяц в выходной день в областной научной библиотеке (Перовской, 21А). Все наши занятия анонсируются в группе ВКонтакте «Полярный день» (vk.com/polarday51), там доступен наш план на месяц, можно прийти на любое мероприятие, мы всегда рады новым людям!
- Расскажите о своём ближайшем мероприятии и планах на следующий год?
- Ближайшее мероприятие — еженедельная встреча в Доме молодежи, а планы на 2020-й достаточно смелые. Прежде всего, мы хотим сделать масштабнее фестиваль «Теплотрасса», укреплять сотрудничество с научной библиотекой и другими регионами, разработать новый проект, отвечающий задачам поиска северных смыслов — планов много, как только мы сформируем план на 2020-й, я надеюсь, он будет выложен в группе. У нас все прозрачно, открыто и душевно!
Фото: из архива «Полярного Дня»
P.S.: Иван Чернышов посоветовал, что стоит почитать:
Я советую каждому, кто болеет душой за русскую литературу, прочитать всего Достоевского, включая варианты рукописей и записные тетради. Это самый важный и актуальный автор. Тот же фильм «Джокер» — там сплошной Достоевский! Да, Достоевский сложен, полифоничен, нетерпим к ленивому читателю, у него совершенно удивительное, своеобразное чувство юмора. Но «Бесы» при этом — самая пронзительная книга в мировой литературе.
Еще, конечно, актуален Кафка, без комментариев. Посоветую позднего Акутагаву: это чистый гений Востока со своей моралью. Раз уж коснулись морали, то сюда же и “Ecce Homo” Ницше, где громы и молнии перемешаны с кулинарными советами.
Для понимания того, что произошло с Россией в ХХ в., категорически необходимы Розанов и Ремизов, но это непростые авторы, пронизанные амбивалентностью. «Перед восходом Солнца» Зощенко — шедевр нашего модернизма.
«Тристрам Шенди», Рабле, Гриммельсгаузен, Монтень, Грасиан необходимы для понимания западной культуры; Марк Аврелий — для понимания античности.
Великолепны Джойс и Фолкнер, «Контрапункт» и «Слепец в Газе» Хаксли, у нас еще были потрясающие Хлебников, Хармс и Пригов. Вот такой эдвайс-лист.