Роспотребнадзор разрешил возобновить работы на участке компании “Велесстрой” в Белокаменке с 27 числа. Ранее компания сообщала о том, что это планировалось лишь после тотальной эвакуации работников и полной дезинфекции. С тех пор ситуация с заболеваемостью на стройке лишь ухудшилась, выведя Мурманскую область в топ федерального антирейтинга.

На 23 часа 26 апреля, по данным регионального штаба на стройке заболело 867 человек. Всего под Белокаменкой находится почти 11 тысяч. На этом фоне попытки компании развести рабочих по разным городам и регионам выглядят, с одной стороны, логичными, с другой - крайне рискованными.

С одной стороны, высокая плотность людей на стройке вкупе с запущенностью очага, гарантирует массовую заболеваемость. А отделить больных от условно здоровых в Белокаменке не удалось. Свидетельств тому масса. Одно из них прозвучало в эфире “Большого радио”: плотник компании “Велесстрой-монтаж” рассказал нам, что после 2 положительных анализов на COVID-19 он продолжает находиться в одном общежитии и даже в одной комнате с условно здоровыми коллегами. Кроме того, говорил он и о свободном выходе из общежития на территорию стройки, в магазин (также на территории стройки) и столовую. У мужчины симптомы заболевания, высокая температура.

Все это противоречит постановлению Роспотребнадзора №11 от 25 апреля, которое требует, чтобы режим самоизоляции рабочих был организован “по типу карантинного”, а все люди с симптомами “не исключающими COVID-19” были немедленно госпитализированы. И здесь - широкое поле для прокурорского реагирования. Но пока проверяющие почему-то не видят происходящего в Белокаменке.

Частично добились исполнения закона сами рабочие-вахтовики: им предложили выйти на работу - больным и здоровым вместе, доказательства тому у нас есть. Люди подняли шум, дозвонились до СМИ, дали начальству понять, что не готовы добровольно идти под уголовку за возможное массовое заражение коллег. И незадолго до часа “Х” это самое начальство сдало назад, работы не начались.

В оперативном штабе нам сказали, что трудиться разрешат только здоровым. Но кого считать здоровым, если ковидные пациенты находятся бок-о-бок с теми, у кого тест отрицательный?

Этот же вопрос волнует мурманчан, которые узнают о возможном расселении вахтовиков в гостиницы города. В оперштабе утверждают, что ничего такого не согласовывали. А эксперты в эфире “Большого” говорят, что в “Моряке” вахтовики живут давно, а в “Азимут” должны были заехать на прошлых выходных. И в “Азимуте” действительно вечерами снова горит свет в номерах. Переговоры о расселении рабочих ведут и с “Парк Инн”, но отельеры пока размышляют и взвешивают риски. В условиях карантинных мер для отрасли это спасение, но можно ли доверять словам об отрицательном ковид-статусе гостей, если только что среди 300 якобы здоровых рабочих с Белокаменки, вернувшихся в Екатеринбург, нашли 7 предварительно положительных?

Можно ли купировать эпидемию на стройке? Обезопасить мурманчан и жителей других регионов? Можно - скажу я , не будучи эпидемиологом. Можно даже сейчас. И путь для этого очень простой, но страшно непопулярный. Действовать по инструкциям.

Они давно написаны - и если бы они все были неукоснительно исполнены, нам с вами не было бы страшно в супермаркете при виде спецовки с надписью “Велесстрой”.

Разобщение, тотальный контроль, дезинфекция, обеспечение средствами защиты, срочная госпитализация при симптомах ОРВИ у “положительных” - не зря же МЧС привезло мобильный госпиталь. Все эти правила известны и разумны. Но это деньги, это убытки компаний, это простой и срыв сроков. Это даже - если сочтут нужным эпидемиологи - приостановка работ в Белокаменке. Да, эпидемиологи, а не чиновники и не бизнесмены должны принимать такие решения. И слово врача сейчас - закон. Может быть, это единственный закон, которого нам действительно не хватает. Всех остальных - вдоволь. Кто бы только исполнял.

Фото: sdelanounas.ru