Ежегодно 3 июля в России отмечается профессиональный праздник сотрудников Госавтоинспекции — День ГИБДД МВД Российской Федерации

Государственная автомобильная инспекция МВД СССР была образована в 1936 году, когда постановлением Совета народных комиссаров.

Большое Радио узнало у Госавтоинспекции Мурманской области как проходит рабочий день рядового сотрудника, как определить пьяного на дороге и обижаются ли они, когда их называют гаишниками.

 

Кратко, расскажите, пожалуйста, о становлении Госавтоинспекции в Заполярье.

Постановлением Совета Народных Комиссаров СССР от 3 июля 1936 года утверждено Положение о Государственной Автомобильной Инспекции Главного Управления рабоче-крестьянской милиции НКВД Союза ССР. Эту дату и принято считать датой создания Госавтоинспекции.

С момента своего появления на свет и по сей день главной задачей Госавтоинспекции остаётся сохранение жизни и здоровья участников дорожного движения, обеспечение безопасности и порядка на дорогах страны.  

60-е – 70-е годы прошлого века в СССР характеризовались постепенной массовой автомобилизацией общества. Негативными последствиями технического прогресса стал возросший уровень аварийности на улицах и дорогах. В то же время этот период стал эпохой интенсивного развития Госавтоинспекции.

Государственные функции ГАИ начали усиливаться, сместились и акценты её работы. Госавтоинспекция приняла на себя главную тяжесть борьбы с авариями и возросшим числом человеческих жертв на дорогах.

С 1 января 1961 года в Советском Союзе были введены в действие первые единые для всей страны Правила движения по улицам и дорогам. Появилась общегосударственная система обеспечения безопасности дорожного движения. В настоящее время идёт пятый год реализации федерального проекта «Безопасность дорожного движения» национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги».

Перед Госавтоинспекцией поставлены новые задачи по совершенствованию профилактической, организационной и управленческой деятельности, воспитанию правового сознания участников дорожного движения.

Главная цель современной национальной политики по повышению безопасности на дорогах – снижение к 2030 году уровня смертности в результате дорожно-транспортных происшествий.

В рамках федерального проекта проходят социальные кампании, направленные на привлечение внимания общественности к основным факторам риска в дорожном движении и их профилактике. Развиваются отряды юных инспекторов движения, совершенствуется практика обучения детей безопасному поведению на дорогах.  

 

Какие навыки нужно иметь, чтобы работать в ГИБДД?

Инспектор ДПС должен обладать такими навыками и чертами как:

  • высокая концентрация внимания;
  • умение переключаться с одной задачи на другую;
  • хорошая зрительная память;
  • быстрота реакции;
  • находчивость, умение анализировать и просчитывать ситуацию;
  • честность и принципиальность;
  • ответственность и дисциплинированность.

Обижаетесь ли вы, когда вас называют гаишниками?

Нет, а что тут обижаться. Это обычное слово, историческое, можно сказать. Раньше служба называлась ГАИ, отсюда и пошел «гаишник». Сегодня у нас ГИБДД, а как назвать сотрудника? Гибддшник? Язык сломаешь. Гаишник просто и понятно. Пусть называют, если людям нравится.

 

С чего начинается рабочий день сотрудника ГИБДД?

Рабочий день сотрудников полиции начинается с инструктажа, где руководство проверяет внешний вид, экипировку, теоретические знания нормативно-правовой базы с целью проверки готовности к несению службы.

Доводится информация по состоянию оперативной обстановки на территории не только города Мурманска, но и всей области, даются ориентировки на лиц, находящихся в розыске, и угнанные автомобили. Рабочий день длится 12 часов.

 

Есть ли требования к внешнему виду сотрудника? (помимо обязательного ношения формы)

Соблюдение формы – одежды – аккуратно пригнанный, чистый и отглаженный мундир. Ношение орденских планок, государственных, ведомственных, отличающих заслуги сотрудника. Подтянутый вид и прямая осанка. Скромная и аккуратная прическа.

Все предметы формы – одежды должны отвечать установленным описаниям, быть тщательно подогнанными и содержаться в безупречном состоянии.

Как вы вычисляете пьяных на дорогах?

Иногда это просто интуиция. Идет поток, и ты хочешь остановить именно эту машину, почему-то не понравилась она тебе. Или поведение у водителя было подозрительное: некоторые интуитивно, видя инспектора ГАИ, стараются перестроить подальше, в другую полосу. И мы видим, что человек не хочет сталкиваться с сотрудником ГАИ.

То есть некоторые водители сами дают повод, чтобы их остановили. Часто о пьяных сообщают сами горожане. Звонят в дежурную часть и говорят, видели там-то и там-то, называют номер машины. Туда отправляется экипаж. Иногда нетрезвых водителей выдает неадекватная манера езды. Слишком быстро или напротив слишком медленно.  

 

А если остановили «своего» - отпускаете?

Никакой разницы для инспектора нет. Нарушил – надо отвечать. Да и если кто-то захочет так поступить – не получится. Ведь все фиксируется на видео. В машине стоит регистратор.

 

Бывает ли так, что приходится рисковать жизнью?

Бывают и такие ситуации на дорогах. В таких случаях сотруднику полиции разрешается применить спецсредства – наручники. Если не останавливаются на законное требование сотрудника полиции об остановке – то преследование либо применение огнестрельного оружия, но ущерб должен быть минимизирован.  

По данным страховщиков, с каждым месяцем увеличивается число автомобилистов, которые оформляют ДТП без участия сотрудников полиции. В чем вы видите плюсы европротокола для Госавтоинспекции?

Данный способ урегулирования ситуации участниками аварии самостоятельно и без участия Госавтоинспекции является современным и цивилизованным. На официальном сайте Госавтоинспекции создан сервис с алгоритмами действий участников ДТП в зависимости от конкретных условий происшествия. Госавтоинспекция активно поддерживает дальнейшее совершенствование процедуры европротокола, чье развитие способствует увеличению количества самостоятельно оформленных гражданами ДТП. Это позволяет значительно уменьшить количество заторов, неизбежно возникающих в результате практически любых, даже самых незначительных дорожно-транспортных происшествий.

 

Одна из проблем — детский травматизм на дорогах. Как вы ее решаете?

Борьба с дорожно-транспортным травматизмом и его последствиями – одна из наиболее острых проблем сегодняшнего дня. Госавтоинспекция проводит комплекс профилактических мероприятий, по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма.

Данную проблему возможно решить только при сотрудничестве с воспитателями и педагогами дошкольных общеобразовательных учреждений во взаимодействии активном участии родителей.

Важно отметить, что в этом процессе задействованы не только педагоги и воспитанники, но и родители. Ребенок усвоит правила дорожного движения, если работу вести систематически, ненавязчиво, в игровой доступной ребенку форме, используя ситуации на улице, во дворе, на дороге.

Фото: Госавтоинспекция Мурманской области