Днём рождения авиалесоохраны принято считать 7 июля 1931 года, когда специально с целью авиапатрулирования лесных массивов с одного из аэродромов Нижегородской области взлетел самолёт По-2. Этот вылет принято считать первым специально организованным.

В честь праздника Большое Радио взяло интервью у первого заместителя начальника ГОБУ «Мурманская база авиационной охраны лесов» Дмитрия Сухарева.

– Дмитрий Валерьевич, назовите, пожалуйста, главное качество, необходимое для работы в авиалесоохране Заполярья?

Их несколько. Это смелость, трудолюбие и порядочность. Это самое главное.

– С чего начинается рабочий день сотрудника Мурманской авиабазы?

Каждый день начинается с проверки личного состава. Контролируем, чтобы все люди прибыли и были готовы выехать на тушение пожаров. После чего они проверяют свое снаряжение, оборудование и питание, с которыми полетят на тушение пожаров.

– Сколько человек в штате? Испытываете ли вы кадровый голод?

В штате у нас числится 150 человек, кадрового голода мы не испытываем, но некоторые не выдерживают работы в лесу и уходят. Но мы быстро находим новых сотрудников, готовых работать с нами в команде.

– Чем отличается работа парашютиста-пожарного и десантника-пожарного? Какие еще вакансии у вас есть?

У нас нет парашютистов-пожарных. Парашютисты-пожарные высаживаются на пожар с помощью парашюта, десантируясь с самолета. А мы на пожар прилетаем на вертолетах и спускаемся на землю с помощью специальных устройств. Вот и все отличие.

Из вакансий, на данный момент, У нас есть вакансия лесного-пожарного и десантника пожарного. Всю информацию о имеющихся вакансиях можно найти у нас на сайте авиабаза51.РФ .

– Какую технику помимо вертолетов используют при тушении лесных пожаров?

Помимо вертолетов, для доставки на пожар мы обычно используем автотранспорт, гусеничную технику. У нас также есть квадроциклы и моторные лодки, если к месту возгорания необходимо добраться с воды.

Так же у нас есть отдел по работе с беспилотными летательными аппаратами, которые обследуют территорию на выявление очагов возгорания.

– До середины лета остается пары-тройка дней, предварительно, как бы вы оценили нынешний сезон в плане пожароопасности?

По сравнению с прошлым годом, сезон – сложный. На сегодняшний день с начала пожароопасного сезона, который был установлен в регионе с 20 мая, мы потушили уже более 70 пожаров, из которых 42 пожара на землях лесного фонда и 30 пожаров на землях иных категорий. На все вызовы отреагировали оперативно, практически все возгорания ликвидированы в первые сутки.

– Расскажите, пожалуйста, об уровнях пожароопасности.

Существует пять уровней по классу пожарной опасности по условиям погоды. Первый – самый низкий, пятый – самый высокий. Но не стоит путать их с классом природной пожарной опасности. Это совсем другое. Природная пожарная опасность в лесах - это условия, когда при наличии источника высокой температуры или огня может возникнуть лесной пожар. Она обуславливается типом лесорастительной формации и погодными условиями. Класс природной пожарной опасности будет отличаться от класса пожарной опасности по условиям погоды.

Есть различные шкалы для определения пожарной опасности. Мы работаем по шкале федеральной базы Авиалесоохраны.

– В какие регионы России вы выезжали для тушения пожаров? Случалось ли вам работать заграницей с этой миссией?

Мы стараемся выезжать каждый год для оказания помощи. В этом году мы уже выезжали в Ханты-Мансийск. В течение двух недель 20 человек нашей Авиабазы успешно выполняли поставленные задачи по тушению и ликвидации пожаров в Ханты-Мансийском автономном округе.

Заграницу нас не привлекали, но когда тушим пожары в приграничных районах, у нас налажено взаимодействие с соседями через пограничные службы, чтобы в кратчайшие сроки ликвидировать очаги возгорания и не допустить распространение огня на сопредельные территории.

– О том, что не следует жечь сухую траву, бросать окурки в лесу и т. п., говорят давно и повсюду. Но прислушиваются ли люди к этим призывам?

Люди разные. Есть люди добропорядочные, соблюдающие законы и предписания, а некоторые…либо не знают, либо не хотят знать, либо специально игнорируют.

– Есть ли в таком случае смысл устанавливать многочисленные информационные аншлаги «Берегите лес», если все зависит от воспитания человека?

Обязательно нужно устанавливать такие информационные щиты. Ведь в случае обнаружения пожара, человек, проезжающий мимо, сможет позвонить по номеру, указанному на щите. Мы же, в свою очередь, оперативно прибудем на место и ликвидируем очаг возгорания, не дав пожару разгореться.

– Кому звонить, если увидел в лесу пожар? Стоит ли пытаться самому потушить/локализовать его, если площадь возгорания небольшая?

Если видите пожар, звоните по телефонам: 112, +7-911-338-61-31 (круглосуточная дежурная служба ГОБУ «Мурманска авиабаза») или 8-800-100-94-00 (Прямая линия лесной охраны).

Стоит ли самостоятельно тушить пожар? Лучше вызвать специально обученных специалистов и не рисковать своей жизнью. Но если пожар только разгорается, например, он пошел от костра, можно его затоптать и залить водой, предварительно сообщив свои координаты, чтобы пожарные смогли вас найти.

– Ситуации бывают разные. Что делать, если ты сам стал причиной пожара? Какое наказание тебя ждет, учитывая, что ты вызвал пожарных.

За уничтожение или повреждение лесных насаждений в России предусмотрена не только административная, но и уголовная ответственность. Если поджог был умышленным, вас может ждать не только штраф, но и лишение свободы.

Мы обязаны соблюдать правила пожарной безопасности в лесах, как говорится они «кровью писаны».

– Помогают ли вам другие службы во время пожароопасного сезона?

Конечно. Все взаимодействуют между собой.

Перед началом пожароопасного сезона у нас проходят межведомственные тренировки и учения.

– Спасали ли вы животных во время пожара?

Да. Вот буквально недавно был пожар в районе Териберки и Туманного. Мы остановили огонь буквально в паре сантиметров от птичьего гнезда. Птенцы остались целы.

Фото: Екатерина Громова, Мурманская база авиационной охраны лесов