Когда вы в последний раз писали что-нибудь больше двух строк от руки? Гаджеты настолько плотно вошли в нашу жизнь, что нам не только намного быстрее и удобнее позвонить или напечатать сообщение, но уже и физически тяжело написать красиво несколько строк, не говоря уже о полноценном письме.

Почерк – это та индивидуальная черта человека, которую можно довести до совершенства.

Зачем писать от руки, что нужно знать начинающему каллиграфу и является ли каллиграфия искусством, Большому Радио рассказал художник Юрий Шачнев.

— На ваш взгляд – зачем писать от руки?

Я не специалист в плане медицины, но знаю, что письмо от руки помогает тренировать мозг, также тренируется механическая память. А в эпоху клавиатуры, когда мы постоянно печатаем на компьютере или телефоне, в принципе несколько раз в неделю писать от руки – полезно.

— Как давно вы занимаетесь каллиграфией?

— Около семи лет.

— Что нужно знать начинающему каллиграфу?

Порог вхождения в профессию достаточно низкий. Поможет какой-то бэкграунд из умения рисовать, потому что каллиграфия на самом деле ближе к рисованию, чем к красивому почерку.

Не обязательно сразу покупать дорогие материалы. Можно найти не самые дорогие перья, тушь, бумагу. На это у вас уйдет порядка 500 рублей. Но вам понадобится много времени, чтобы получить какой-то результат. Каллиграфия любит практику. Практики нужно очень много, поэтому я советую начинающим запастись терпением.

— Является ли каллиграфия искусством? Если да, то чем этот вид искусства уникален?

Да, каллиграфия является искусством. Причем это довольно древнее искусство. Первое упоминание датируется 1 тысячелетием до нашей эры. Один из самых первых рукописных шрифтов – это римский капитальный шрифт, он был еще использован на колонне Траяна. До наших дней он дошел практически без изменений. Например, привычный нам Times New Roman основан на нем.

С тех времен появилось огромное количество почерков, плюс, не забываем, что есть азиатская и арабская каллиграфия. Поэтому это полноценный вид искусства.

— Известно, что плохому танцору мешает все, а что мешает каллиграфу? Если писать по всем правилам, могут ли возникнуть проблемы с кистями или пальцами рук? Или туннельный синдром – удел тех, кто неправильно держит ручку?

Не сталкивался с туннельным синдромом у каллиграфов. Но если человеку что-то мешает, он всегда найдет, что ему будет мешать.

Важно правильно сидеть. Если будет неправильная посадка, криво или слишком склонившись над листом, будет болеть спина. И зрение тоже может садиться. Поэтому важно хорошее освещение, правильная посадка, тогда ничего плохого не будет.

— Какой инструмент вы используете сами и какой посоветуете начинающим каллиграфам?

У меня огромное количество инструментов. Каллиграфия, именно почерки, еще различается по инструментам. Есть две большие группы – плоское перо и острое перо. Соответственно к ним можно отнести плоскую кисть, простую кисть и так далее.

В зависимости от группы инструментов есть различные почерки. Я больше пишу плоской группой, в основном перьями металлическими. Но это не значит, что я забываю про остальное, у меня много всего, и я стараюсь писать всем, чтобы тренироваться.

Начинающему подойдет как раз металлическое перо, самый простой путь для начала. Также плоская кисть, но кистью сложнее начинать, потому что нужно регулировать нажим. Тушь, самая простая «Гамма», подойдет как для новичков, так и для профессионалов. Единственное скажу, что лучше не писать на офисной бумаге, она не очень хорошо держит тушь, особенно если писать пером. Кистью еще можно, но пером точно нет, лучше купить бумагу для черчения или акварели.

— Что самое важное в работе с буквами?

Много аспектов, которые нужно держать в голове постоянно. Каллиграфия довольно старый вид искусства, и если мы занимаемся исторической каллиграфией, есть определённые правила. Так как почерки сформировались уже, по сути мы их повторяем, когда учимся. Когда мы уже знаем множество почерков, мы можем их комбинировать, добавлять вариативность. Но в процессе обучения нужно понимать, что буквы строятся именно так, у них есть определенные пропорции, которые, пока мы их не знаем, лучше не ломать.

Мой совет - обращайте внимание на контрформу. Контрформа – это то, что находится между штрихами, пустое пространство внутри буквы. Зачастую именно это пустое пространство формирует у зрителя правильность восприятия буквы. Нужно следить и за пробелами, и за этими пустыми пространствами, тогда будет более целая гармоничная надпись.  

— Что для вас важнее: сам процесс или финальный результат?

— И то, и то. Они немного различаются. И процесс важен, и результат. Иногда в процессе результат может поменяться.

— Что вас вдохновляет на создание работ?

— Так как каллиграфия – это работа со словами, текстом, то всегда встает вопрос, что писать. Большую часть времени, что я занимаюсь каллиграфией, я писал различные цитаты, в основном из музыки и книг, и только в последний год начал писать какие-то свои мысли. Стараюсь работать в этом направлении. Ну и вдохновляет музыка, люди, общение с ними.

— Если выйти за пределы листа и картин, что самое больше вы расписывали?

— Самое большое – это три девятиэтажных дома на улице Маяковского. Это не совсем каллиграфия, на стене все-таки рисуют.

— Пожалуйста, Юрий, поделитесь своими творческими планами.

— Я также занимаюсь музыкой и пару лет занимаюсь цифровым искусством. И сейчас хочу совместить все это: каллиграфию, музыку и цифровое искусство. Сейчас я готовлю большую выставку, в течение года я буду над ней работать. Попробую сделать такой синтез.

Фото: Любовь Веселова