Что ждет автомобилистов в 2017 году? - Новости Мурманска и Мурманской области - Большое Радио
Сегодня в эфире
08:00
Утро с Романом Мурачевым
09:30
Точка Зрения
10:00
Утро с Романом Мурачевым
12:00
Дневной FM
17:30
Три в квадрате
21:00
Вечерний концерт «Исполнение желаний»
23:00
Музыкальный эфир
Точка зрения
23.04, 12:00
Артисты мурманской областной филармонии рассказывают о своей новой программе. Точка зрения.
22.04, 16:05
Научная библиотека приглашает мурманчан на книжную ярмарку и ночь детективов. Точка зрения.
22.04, 12:05
Культурные мероприятия для мурманчан от ДК «Ленинского округа». Точка зрения.
18.04, 15:00
Мурманскому городскому студенческому совету исполняется 24 года. Точка зрения.
18.04, 12:35
Юных мурманчан приглашают на «Библиосумерки». Точка зрения.
Опрос
Как Вы слушаете Большое Радио?
В машине
Через плеер на сайте
Не слушаю, смотрю видеотрансляцию
Другое

Для участия в опросе вам необходимо войти или зарегистрироваться

Что ждет автомобилистов в 2017 году?

18.01.2017, 13:20

Какие изменения принесет автомобилистам наступивший 2017 г.? Кто должен отвечать за ДТП, которое произошло из-за скользкой дороги? Как оформить электронный полис ОСАГО?

На эти и другие вопросы в прямом эфире «Точки зрения» ответит первый заместитель председателя Мурманского регионального отделения ассоциации юристов России, директор Мурманского регионального инновационного бизнес-инкубатора Андрей Шарков.

Анна Ламия: Здравствуйте, дорогие радиослушатели, в эфире программа «Точка зрения», с вами ведущая Анна Ламия, за пультом находится Евгения Жукова. Сегодня в нашей передаче речь пойдет о правовом статусе автомобилиста, о том, какие изменение в законодательстве, касающиеся страхования транспортных средств и безопасности дорожного движения появятся в наступившем году и как суметь защитить себя в случае ДТП. Об этом и многом другом мы побеседуем с нашим гостем, первым заместителем председателя Мурманского регионального отделения ассоциации юристов России, директором Мурманского регионального инновационного бизнес-инкубатора Андреем Шарковым. Андрей, здравствуйте!

Андрей Шарков: Добрый день, Анна, добрый день, дорогие радиослушатели

Анна Ламия: Телефон прямого эфира: 45–09–45, если у вас есть вопросы к нашему гостю, мы ждем. И хотелось бы начать, конечно, с тех изменений, которые появились или могут появиться в наступившем году и, в первую очередь, я говорю об электронном полисе ОСАГО. Что поменялось, это означает, что мы можем полностью перейти на электронные документы?

Андрей Шарков: Действительно, с 1 января 2017 г. обязательным для всех страховых компаний стала программа полисов как в обычном формате (как мы привыкли — в виде бумажного документа), так и в виде онлайн-документа (электронного). Вообще, продажи таких полисов начались еще с декабря 2015 г., но, к сожалению, наша область, как все знают, достаточно проблемная по полисам ОСАГО, они у нас и в бумажном виде достаточно проблематично получались водителями, и большинство сайтов до введения этой обязательной нормы, к сожалению, наш регион не обслуживали, а теперь должны обслуживать, большинство компаний сервис запустили, но, опять же, в силу ряда причин, с точки зрения страховых компаний, технических (а как нам кажется, сознательных), далеко не всегда удается приобрести этот полис, в том числе, в онлайн-режиме.

Анна Ламия: Там строгие технические требования, как я понимаю?

Андрей Шарков: Нет, требования стандартные. С любого современного компьютера с использованием интернета можно приобрести, но периодически происходят сбои, и это вопрос внутренней работы сервера страховой компании. Случайность это или сознательная настройка системы — нам этого никто, конечно, не скажет.

Анна Ламия: В течение 30 минут должен прийти электронный полис — после того, как ты заполнил все документы правильно, отправил их?

Андрей Шарков: Не совсем так. Вся процедура по заполнению занимает не более 30 минут, если в какой-то момент происходит подвисание системы и это занимает больше 30 минут, значит, страховая компания допустила ошибку, за которую она должна ответить в соответствии с регламентирующими документами Центробанка, которые есть на данный момент.

Анна Ламия: А перед кем она ответить должна?

Андрей Шарков: Есть Федеральная служба по контролю за финансовым рынком и Центробанк, подать заявление можно в письменном виде, можно через электронную форму на сайте Центробанка. Это регулирующий орган в данном случае. Есть и универсальный надзорный орган — прокуратура.

Анна Ламия: Каковы, на ваш взгляд, плюсы и минусы введения данного документа?

Андрей Шарков: Это, безусловно, плюс. Если мы оглянемся назад на 2 года, у нас последние 2 года в Мурманске очереди за полисами ОСАГО были, люди по несколько часов стоят, занимают в 5 утра очередь. Это абсолютно неправильно. Конечно, если мы можем использовать современные технологии, сделать это более удобным, когда вы вечером, вспомнив, что у вас завтра кончается полис, из дома, достав карточку, со своего ноутбука зайти, заполнить форму, в течение 10–15 минут получаете полис — конечно, удобно. Другой вопрос, что это, в принципе, интересно всем участникам — и водителям, потому что они получают удобный сервис, и страховым компаниям, потому что они получают инструмент контроля за автомобилистами, которые ездят без полиса. На данный момент системы видеофиксации позволяют с учетом этих механизмов контролировать транспортные средства, владельцы которых не застраховались, и привлекать их к ответственности.

Анна Ламия: А стоимость электронных полисов как-то отличается?

Андрей Шарков: Нет, стоимость не отличается, полис одинаковый. Если вы заказываете полис через интернет, вы можете выбрать один из двух вариантов: либо этот полис перейдет вам в виде электронного документа на электронную почту, либо (за дополнительную плату, в которую включается оплата за пересылку) вам придет стандартный полис по почте.

Анна Ламия: Хотелось бы поговорить о том, что пугает многих автомобилистов. Это натуральное возмещение ущерба в случае аварии, ДТП и т.д. Расскажите, пожалуйста, об этом законопроекте, может ли он быть принят, с вашей точки зрения? Чем он нам грозит?

Андрей Шарков: Это, безусловно, болевая точка. Он может быть принят, к сожалению, потому что достаточно сильное страховое лобби на данный момент есть. В первом чтении законопроект уже принят, это значит, что Госдума в принципе согласна с нормой, второе и третье чтение носит технический характер и позволяет уточнить законопроект. Что он под собой несет? В абсолютном большинстве случаев вас лишают права выбирать то место, где вы будете ремонтировать автомобиль. Вам не выплачивают деньги в случае причинения вам ущерба, а направляют вас на тот сервис, который страховая компания сочтет нужным. Здесь нужно понимать, что когда вы выбираете сервис, вы, скорее всего, где-то пытаетесь найти баланс качества и цены. Кто-то делает больший уклон в сторону качества, кто-то — в сторону меньшей цены. Страховой компании не будет важно качество, важно, чтобы элементы были восстановлены. Как — это уже третьестепенный вопрос. Важно, как для любой другой коммерческой организации, привлечь максимальную прибыль, а значит, понести минимальные расходы.

Анна Ламия: Страховые компании будут выбирать автосервис по минимуму затрат?

Андрей Шарков: Это логично, нельзя их в этом упрекать, это нормальная, стандартная логика, которой они будут руководствоваться. Если законодатель не даст других посылов, не установит определенных рамок, то так и будет происходить, тут вопрос еще в том, что на данный момент дискуссионным остается вопрос о том, кто будет отвечать за качество ремонта. Пока судебная практика идет по тому пути, что отвечает за качество ремонта все-таки страховщик, но страховщики активно лоббируют позицию, чтоб отвечал автосервис, и в этой ситуации автомобилисты будут заложниками, когда вы не выбираете автосервис, в который вы идете, и при этом в случае чего предъявляете претензии к этому автосервису. У него теоретически может не быть ничего, это может быть фирма-однодневка, может не быть ни денег, ни имущества, только договор аренды. Открыть эту фирму не стоит ничего. Когда вам сделали машину и после этого ремонта у вас, например, пострадал двигатель, и вы обращаетесь с достаточно серьезным иском на несколько сот тысяч рублей, а владельцу такого автосервиса номинального проще потратить 10 тысяч, чтобы фирму закрыть, еще 10 тысяч, чтобы открыть новую и закончить на этом спор с вами.

Анна Ламия: Хотелось бы узнать, что тогда делать людям, которые живут в отдаленных уголках именно нашего Заполярья? Что делать, если сломалась машина, и ему надо будет ехать в областной центр в определенный сервис?

Андрей Шарков: Учитывая, что третьего чтения еще не было, эти моменты как раз обсуждаются. Если нет сервисов, которые соответствуют определенным критериям, то будет выплата деньгами, но это в небольшом количестве случаев, их несколько процентов только.

Анна Ламия: У нас есть звонок. Алло, вы в прямом эфире! Представьтесь, пожалуйста.

Андрей: Андрей. Скажите, пожалуйста, кому можно пожаловаться на низкое качество уборки дорог? У нас на Угольках возле СИЗО образовались сильные ледяные торосы. Машины сбрасывают друг на друга буквально, когда они едут, потому что там из двух полос образовалась одна. Как повлиять на эту ситуацию? Жалобы в ГИБДД дежурному не приводят к результатам.

Андрей Шарков: Здравствуйте, Андрей. Не знаю, почему так происходит. ГИБДД, безусловно, занимается контролем за состоянием дорожной сети. Если в устном формате у вас жалобы на состояние дороги не принимают, можно воспользоваться электронной формой, которая есть на сайте УВД, она будут зафиксирована как письменное обращение, по ней вам будет предоставлен ответ. Работа в любом случае должна будет быть проведена. Также есть универсальный надзорный орган — это прокуратура, которая в случае заявления самостоятельно привлечет соответствующего должностного лица, который уполномочен осуществлять контроль за данным участком. И совместно с ним проведут проверку. Это если мы говорим про дороги общего пользования. Если мы говорим про дворовые территории, то здесь контрольным органом является государственная жилищная инспекция. На их сайте существует возможность обратиться онлайн и прикрепить фотографии к этому обращению. Так же, как и любое письменное обращение, оно будет рассмотрено в течение 30 дней.

Анна Ламия: Хотелось бы вернуться к теме натурального возмещения. Что будет, на ваш взгляд, с теми конторами, с которым не будет заключаться договор страховых компаний? Много они потеряют?

Андрей Шарков: Безусловно, рынок уменьшится. Не до нуля точно, потому что есть, например, виновники аварий, которым тоже нужно ремонтировать, которые не получают возможности получить страховое возмещение, в том числе, в натуральной форме. Просто увеличится конкуренция и тогда еще сильнее будет видна разница между компаниями, конкурирующими на рынке, которые пытаются оказать качественные услуги  (качество — не только качество ремонта, но и уровень обслуживания клиента, скорость ремонта и т.д.), и теми компаниями, которые работают по назначению страховой компании. Мы же не зря переживаем по этому поводу. У нас натуральное возмещение достаточно давно осуществляется в имущественных видах страхования, в добровольном страховании, в КАСКО. Когда человек, например, обращается в страховую компанию по КАСКО, у него разбит бампер — элементарное повреждение — и ему ремонт делают 6 месяцев (это реальные случаи!), это показывает то, насколько заинтересована страховая компания, насколько заинтересован сервис в том, что работать качественно. Они понимают, что им не нужно бороться за клиента, им нужно бороться за минимальную цену. Соответственно, они это делают. Если вы приедете за деньги в какой-то сервис ремонтироваться, вам бампер починят за 2–5 дней.

Анна Ламия: Автомобилисты не смогут сами выбрать…

Андрей Шарков: За рядом исключений, которые могут быть, на данный момент предусматривается, что это сверхлимитные выплаты, когда стоимость ущерба превышает размер страховой выплаты, это случаи, когда ваше здоровье сильно пострадало, или, не дай Бог, погиб водитель в ДТП. За рядом этих исключением предусматривается, что только натуральная выплата, т. е. выплата непосредственно компании, осуществляющей ремонт по направлению страховщика.

Анна Ламия: На ваш взгляд, есть ли плюсы у этой поправки?

Андрей Шарков: Когда забирают какую-то альтернативу, плюса быть не может. Была возможность выбрать, какой вариант удобнее. У него возможность выбора забрали. Когда вводили альтернативу, это было, безусловно, хорошо. Но кто-то не хочет искать сервис, он пожаловался. И у страховых компаний был ограничитель: они понимали, что если они совсем плохие сервисы предлагают, то люди не будут этот вариант выбирать, они будут в большей мере, наверное, выплачивать страховое возмещение, а сейчас, когда нет альтернативы, я не вижу никаких плюсов.

Анна Ламия: Хотелось бы поговорить об авариях. В январские праздники количество аварий резко возросло и не последнее место занимает именно плохое состояние дорог, гололед. Что делать, кто виноват в аварии, если не чистят дороги?

Андрей Шарков: Действительно, за последние 1,5 месяца к нам регулярно поступают обращения, и без обращений это прекрасно видно, когда на центральных проспектах качество уборки оставляет желать лучшего. Я уже не говорю про маленькие дороги. Если ДТП произошло с участием доказанного дорожного фактора, и вы полагаете, что причиной ДТП, в том числе, явилось состояние дороги, при оформлении ДТП вам обязательно нужно это зафиксировать. Что вы можете сделать? Во-первых, соберите контакты свидетелей, очевидцев ДТП, во-вторых, произведите фото- и видеосъемку. И самое главное: вы можете, если хотите обратиться за компенсацией ущерба, это в объяснениях сотрудникам ДПС, укажите на дорожный фактор. Тогда сотрудники ДПС должны быть проверить ваше высказывание, проконтролировать, и, в случае, если состояние дороги действительно не соответствует ГОСТу, который обязателен для применения, они должны будут составить акт выявленных недостатков состояния дорожной сети, и этот документ будет одним из серьезных доказательств, которые вам позволят взыскать ущерб с организации, отвечающей за содержание данного участка дороги.

Анна Ламия: У нас звонок. Алло, здравствуйте, вы в эфире. Представьтесь, пожалуйста!

Людмила: Меня зовут Людмила, я хотела бы прокомментировать ситуацию… например, более-менее серьезные кузовные центры… хочу сказать, что массовый отток нормальных специалистов из автосервисов. Приходят далеко не профессионалы. И люди, у которых реально золотые руки, уходят в какие-то цеха, уходят в гаражи, и у них не будет шансов никаких, естественно, участвовать в конкурсе, оказывать услуги по возмещению каких-то проблем людям по страховке. Это очень проблемно, потому что я считаю, что у нас реально сервисные центры более-менее небольшие, сертифицированные, к сожалению, там нет профессионалов. Это проблема, потому что дядя Вася в гараже заинтересован результатом работы, качеством, чтобы потом его «передали по рукам» — и телефон дальше передавался, а в этих центрах никто не заинтересован.

Андрей Шарков: Людмила, я бы не стал так обобщать, но логика абсолютно верная, а почему, опять же, так происходит? Потому что у нас автомобилисты, приобретая новый автомобиль, вынуждены обращаться за гарантийным ремонтом к официальному дилеру, т. е. у них нет альтернативы, нет выбора, а любое отсутствие альтернативы порождает определенную халатность со стороны субъекта, который находится в такой ситуации монополиста.

Анна Ламия: Еще одна проблема мурманчан и жителей региона из года в год в том, что во дворах плохо убирают, в некоторых вовсе не убирают. И как добиться от управляющей компании регулярной уборки дворовых территорий и куда обращаться?

Андрей Шарков: Опять же, уже говорил, это госжилинспекция, это и диспетчерская служба 051, почему важно обращаться в 051, потому что, в соответствие с действующими регламентирующими документами, есть определенные сроки на уборки территории, на устранение недостатков — с момента выявления данного недостатка. И если вы обращаетесь в 051, соответственно, с этого момента ваша управляющая организация будет уведомлена о том, что есть недостаток и ей нужно принять определенные меры.

Анна Ламия: У нас есть звонок, здравствуйте, вы в эфире.

Андрей: Здравствуйте еще раз, это Андрей. Спасибо за ответ! У меня еще один вопрос. Наш двор является сквозным. Рядом находится крупный гипермаркет. В этот гипермаркет, помимо проезда через наш двор, еще с 2 дворов есть подъездные пути, но почему-то все грузовые машины идут через наш двор, в результате асфальт разбивается, мы уже дважды скидывались нашим домом и делали асфальт, и мы бы хотели перегородить дорогу, чтобы машины через наш двор не ездили. Будет ли это законно, как нам правильно поступить? Потому что директор магазина, мы к ней обращались, когда деньги собирали на ремонт дороги, категорически отказалась участвовать в ремонте дороги, однако грузовики постоянно катаются через наш двор. Спасибо заранее за ответ!

Андрей Шарков: Андрей, смотрите, что касается грузовиков. Во-первых, движение грузового транспорта на дворовой территории запрещено ПДД, соответственно, здесь можно как минимум эти факты фиксировать и обращаться в ГИБДД для привлечения к ответственности. Как-то это воздействует в любом случае. Что касается того, чтобы ограничить въезд во двор, здесь нужно посмотреть, как проведено кадастрирование земли в вашем дворе. Если у вас создано ТСЖ и этот участок земли, где вы планируете произвести ограничение, относится к данному товариществу собственников, то можно провести общее собрание и принять такое решение, соответственно, но в любом случае все эти вещи происходят на основании решения общего собрания собственников помещений в данных домах.

Анна Ламия: Спасибо за ответ! Хотелось бы еще об одном законопроекте поговорить, который касается того, что местные власти могут наделить полномочиями о платном въезде в город, платных парковках во дворах. Как вы думаете, насколько актуально это в нашем регионе, потому что у нас не город-миллионник.

Андрей Шарков: Что касается платного въезда в город, мне кажется, абсолютно не актуально. Более того, нигде на профессиональных площадках я такого обсуждения не встречал, чтобы речь шла о каких-то городах, за исключением Москвы и Санкт-Петербурга на данный момент. Понятно, что дорожная сеть, по сути, у нас построена в 1970–1980-е гг., а тогда количество транспорта было другим, сейчас оно в разы больше. Наверное, через 10–15 лет, может быть, этот вопрос будет актуальным, может, раньше.

Анна Ламия: У нас есть звонок, здравствуйте, вы в эфире.

Олег: Здравствуйте, меня зовут Олег, я бы хотел вернуться к основным вопросам, это насчет страховки и ремонта автомобилей. Смотрите, если раньше, когда мы покупали страховой полис в страховых компаниях, стояли в очередях, у нас хоть какая-то гарантия была того, что это законно и есть ответственное лицо, а сейчас хотят, чтобы мы ремонтировались в компаниях, которые имеют официальные документы, с уставным капиталом 10000 рублей. Если они раньше не могли со страховых компаний официально получить деньги за ремонт автомобиля, то сейчас, по-моему, они вообще ничего не получат, потому что это будет ссылаться на третье лицо. Это первый вопрос. Андрей, вы практически ответили на этот вопрос, что люди будут страдать от этого.

Андрей Шарков: Действительно, вы правильные вещи говорите.

Олег: Смотрите, у нас, получается, небольшое ДТП с участием 2–3 человек, где сумма ущерба не превышает 50000 рублей. Насколько я понял, в этом году примут закон, где ГИБДД не будет выезжать на ДТП, где больше 50000 рублей ущерба. А кто будет оценивать этот ущерб?

Андрей Шарков: Во-первых, вопрос, как всегда, кроется в деталях. Пока окончательного текста нормативного акта нет, сложно об этом говорить, а то, что обсуждается на профессиональных площадках, в том числе, позиция Минюста, такова, что должны оцениваться только видимые повреждения, в случае, если, например, видимые повреждения не превышают определенную сумму, но в ходе ремонта выявляются повреждения, скажем, скрытые — под капотом, то, что вы не могли увидеть непосредственно в момент ДТП, они тоже должны возмещаться, но, вы понимаете, какое это поле для злоупотреблений, как каждый раз страховая компания вам будет говорить, что должны были видеть радиатор и генератор непосредственно на месте ДТП, точно оценить с учетом справочников. Вы и любой водитель, с точки зрения страховой компании, должны быть профессионалом-оценщиком.

Олег: Андрей, я с вами согласен, просто я в 2013 г. попал не по своей вине в ДТП и ремонтировал машину полгода. И я ремонтировал в гаражных условиях, потому что станция Kia (у меня автомобиль Kia) выставила мне такой счет за ремонт, что легче было купить два новых автомобиля. Я, естественно, отремонтировал в гаражных условиях, нашел мастера. Но деньги я получал 7 месяцев — и то через суд. А где гарантии, что сейчас в эти электронных полисах не будет «косяков» — и, насколько мне известно, я в декабре страховался, мне в страховой компании Росгосстрах менеджер чисто в интернете набрал, и получилось, что мне не Росгосстрах, где я, как обычно, страховался, имел скидку, а УралСиб?

Андрей Шарков: Что касается коэффициента скидочного или увеличивающего (Bonus-malus, так называемого), он должен по действующей методике автоматически проверяться в соответствии со справочниками Российского союза автостраховщиков, и скидка, вне зависимости от того, в какой компании вы страхуетесь, должна сохраняться. Это было и со старыми полисами. Агент, который делал полис, либо не проверил, либо сознательно сделал этого. Что касается того, что он выбыл в другую компанию, я думаю, что здесь ответственность на агенте, потому что вы можете сознательно выбрать сайт вашей страховой компании, той, которая вам нравится, и именно на этом сайте сделать полис именно этой страховой компании. Само по себе введение электронных полисов — это, скорее, благо, а натуральный ремонт — это серьезный минус, а вы сказали, 7 месяцев вы получали деньги, это примерно стандартный срок, по которому люди, пострадавшие в ДТП, получают страховые выплаты, а в случае, если страховая компания либо уклоняется от выплаты, либо выплачивает не в полном объеме, но, по статистике, почти половина пострадавших получают возмещение через суд. От 25% до 50% всех ДТП являются основанием для суда, у нас половина автомобилистов ремонтирует машину сейчас, платят деньги сейчас, а страховое возмещение, дай Бог, в том же размере, приходит только через 6–8 месяцев. Если посмотреть процентные ставки в банках за этот период и умножить на количество автомобилистов, можно понять, какую выгоду получает страховая компания.

Анна Ламия: По каким критериям стоит выбирать страховую компанию в случае электронных полисов ОСАГО?

Андрей Шарков: Компанию нужно выбирать крупную, которая за год действия полиса не банкротится. Это главное, наверное, что стоит учитывать.

Анна Ламия: То есть, много лет опыта. Есть ли на каком-то сайте официальных ведомств списки компаний, которым стоит доверять?

Андрей Шарков: Списка, которому стоит доверять, нет. Есть сайт Российского союза автостраховщиков, на нем представлены все компании, у которых есть действующая лицензия, и компании, у которых лицензия отозвана или приостановлена. Все компании проходят рейтинги и, соответственно, им присваивается определенный уровень финансовой надежности.

Анна Ламия: Спасибо большое за беседу, напомню, что у нас в гостях был первый заместитель председателя Мурманского регионального отделения ассоциации юристов России, директор Мурманского регионального инновационного бизнес-инкубатора Андрей Шарков. Спасибо большое за беседу, надеюсь, нашим радиослушателям было интересно и полезно.

Андрей Шарков: Спасибо, до свидания!

Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

FM-вещание
Мурманск
Кола
Мурмаши
Североморск
Полярный
Снежногорск
Гаджиево
Верхнетуломский
Заполярный
Никель
Спутник
Печенга
Луостари
Киркенес
Вадсё
Вардё
Мончегорск
Оленегорск
Три в квадрате
23.04, 11:30
Информационный проект «Три в квадрате». 22.04.2024
22.04, 11:40
Информационный проект «Три в квадрате». 19.04.2024
19.04, 11:40
Информационный проект «Три в квадрате». 18.04.2024
18.04, 12:22
Информационный проект «Три в квадрате». 17.04.2024
17.04, 14:00
Информационный проект «Три в квадрате». 16.04.2024