Появление этих котлов в Заполярье овеяно тайной. Как рассказал «Большому радио» Михаил Иванов, ведущий инженер по наладке и испытаниям АО «Мурманэнергосбыт», они прибыли по ленд-лизу в 1943-м. Пунктом назначения был Дальний Восток, но по неизвестным причинам ценный груз осел в Мурманске. Вместе с тем оборудование было востребовано только в начале 50-х. Оба котла смонтировали на котельной 35-го судоремонтного завода. Наладкой, согласно техдокументации, занимались инженеры Джиббс и Галл из Нью-Йорка. На СРЗ котлы обеспечивали производственные, технологические процессы ремонта кораблей. Электричество подавали две турбины, входившие в комплекс оборудования.

Котлы исправно работали до 2010 года, пока их эксплуатацию не запретил Ростехнадзор. Десять с лишним лет они простояли без дела, а на днях на сайте «Мурманэнергосбыта» появилась заявка «на выполнение работ по разработке проектной документации на демонтаж угольных паровых котлов YUX-23-3 на котельной «Роста»». На месте раритетных агрегатов планируется установить современные водогрейные котлы для снабжения жителей Росты горячей водой в «межотопительный период», то есть, летом. Компактные, энергосберегающие, мазутные. 

Какова судьба устаревшего оборудования? Его ждёт разделка на металлолом, так собственно, и случилось в 90-е с турбинами и не только. Михаилу котлы жалко... В юности ему довелось поработать несколько месяцев в заводской котельной. Об американском  оборудовании «комбайшин энжинеринг» у него остались самые теплые воспоминания.   

«Оно просто шедевральное - надежное, предсказуемое, почти бесшумное, как деревенская печка, приятное в мелочах, - подбирает слова Михаил. -  В том далеком году, когда он сошел с конвейера, было уже многое продумано. Вся фурнитура – лючки, «гляделки» - имеют маркировку и клеймо «комбайшна». Если погасить пламя, такой котёл ещё часов семь будет вырабатывать пар. В топках горели и дрова, и покрышки - всё, что гореть не должно. Более того, в котлах ни разу не делали ремонт паронагревателя, а это показатель! Они и сейчас заведутся, если их запустить… И вообще, это же наша история!»

К сожалению, в музей котлы не сдашь: они – с трёхэтажный дом. Внутри – трубы из нескольких видов стали и чугуна, колосники, рукоятки, регуляторы… А вот экскурсии водить – очень даже реально. Студентам-энергетикам полезно, да и туристы подтянутся. 

Промышленный туризм в нашем крае развит не очень сильно. Организованные группы ещё с 70-х принимали на «Североникеле», Кольской АЭС, Кислогубской ПЭС. На приливную уже не попасть - её демонтировали. Та же история с Кольской сверхглубокой, турфирмы предлагают вояж на её развалины. А в Мурманске… Мы и так многое потеряли – от «Ермака», дедушки ледокольного флота, до здания «Желрыбы», первой гостиницы города. В наличии исторический центр, три десятка домов "сталинского ампира", советские военные памятники да безумные арт-объекты. Один глюкобубен чего стоит... 

Сейчас из-за пандемии экскурсионная деятельность ослабла, но формирование "туристического продукта" продолжается. В прошлом году представители правительства Мурманской области и Агентства стратегических инициатив по продвижению новых проектов (АСИ) подписали соглашение о сотрудничестве в сфере развития промышленного туризма. В конце ноября в Мурманске ждут первую команду экспертов. Они разработают стратегию, сформируют программы, интегрируют их в маршруты. Заявки на участие в акселераторе подали пять предприятий региона, в их числе "10 СРЗ" из Полярного. Полярнинцы, надо сказать, довольно активны – принимают гостей со всей области, пополняют собственный музей, книгу по истории завода пишут. Тоже закрытое предприятие, пропускной режим. Чем 35-й завод хуже?

А под "новое-компактное" можно найти другое помещение - на территории филиала "35 СРЗ" АО "ЦС "Звездочка" их хватает.