В День космонавтики в эфире Большого Радио выступил Александр Самокутяев, лётчик-космонавт Российской Федерации, член отряда космонавтов ЦПК до 2017 года. Ведущие Большого Радио поздравили с профессиональным праздником Александра Михайловича и взяли у него небольшое интервью.

- Поздравляем вас с профессиональным праздником, Александр Михайлович! Расскажите, вы всегда мечтали стать космонавтом?

- 12 апреля - замечательный праздник, День космонавтики, с которым я всех вас поздравляю! Как у всех советских детей мечта стать космонавтом у меня была с детства. Потом я принял решение стать летчиком и даже не думал, что вернусь обратно к теме космонавтики. Но после окончании военно-воздушной академии мне предложили пройти отбор, я попробовал и получилось. И вот спустя восемь лет после отбора выполнил свой первый космический полет.

- Как вы оцениваете нынешний наш потенциал? Есть ли у нас шанс первыми отправить миссию на Марс?

- Мир на месте не стоит, наука движется вперед. Страны между собой конкурируют во многих областях, но, тем не менее, наработки в области длительных космических экспедиций, вся система работы с долгосрочными экспедициями, она по-прежнему в инициативе нашего космического содружества и именно Роскосмоса. Относительно программы освоения Луны и Марса мы тоже не стоим на месте, мы движемся вперед. Но я не буду делать прогнозы. Пока на данный момент никто не готов.

- А что мешает человечеству добраться до Марса?

- Принципиально перед нами стоит задача защитить человека. У нас нет проблем, чтобы долететь до Марса и даже дальше. Но как спасти космонавта от радиации, которая будет сопровождать его во время полета? Это то, что необходимо решить.

- А сколько времени нужно, чтобы долететь до Марса?

- 9 месяцев туда-обратно, значит 4,5 месяца в одну сторону. Половина пути будет проходить в условиях сильнейшего воздействия радиации.

- Как вы считаете, сегодняшнее поколение мальчишек и девчонок - насколько много они знают о космосе, о достижениях нашего государства?

- Мне кажется, сейчас недостаточно глубоко молодежь знает о том, кто летает в космос, чем занимаются в пилотируемой космонавтике и какая наука развивается, чтобы помочь космонавтам. Наверно, где-то это наша недоработка, плюс система информации недостаточно освещает. Это один из недостатков и с ним надо бороться. 

В нашем советском детстве все мальчишки хотели стать космонавтами, знали поименно всех, кто летает в космос, у нас и открытки [прим.ред. с космонавтами] были. Сейчас, к сожалению, не так.

- А сейчас космонавтов намного больше, чем раньше?

- Ну как сказать, количество слетавших увеличилось, но смотрите, в этом году мы отметили 61 годовщину полета Юрия Алексеевича Гагарина. Он космонавт номер один и планеты Земля, и Советского Союза. Я космонавт №109, я свой полет выполнил в начале апреля 2011 года, как раз в 50-летие первого полета человека в космос. На сегодняшний день у нас - советских и российских космонавтов - 125 человек. Всего в мире слетало в космос людей-землян меньше 600 человек. Не так уж и много. Это редчайшая профессия на Земле. Возможно сейчас она немного затерлась в современной России, люди выбирают более земные профессии, предпочитая зарабатывание денег.

- Сейчас очень много разговоров о том, что наш первый полет случился благодаря русскому экономическому чуду. Сможем ли мы сейчас повторить успех?

- Тогда вообще время было непростое. Не так давно отгремела Великая Отечественная война, после всего пережитого необходимо было восстановить и хозяйство, и экономику, и тут же была серьезная космическая гонка. Секрет успеха в русском характере. Когда до нашего человека доходит, что тут надо - никакие горы нам не страшны, все становится по плечу и мы делаем это. Наше поколение, поколение наших отцов и дедов, они в то время доказали всем, кто такие русские и советские люди. Я не вижу препятствий, не вижу, чтобы кто-то нам помешал в области космоса, в котором мы до сих пока остаемся лидерами, как бы нам не преподносили Илона Маска с огромным бюджетом, помощью государства и различных бизнесменов. Тем не менее, вы уж простите, но у наших партнеров даже туалета нет своего на орбите. Как ни пытались они создать свой, проще оказалось купить у нас. 

Не надо думать, что мы отстаем. У нас развернуты достаточно широкие программы в космической отрасли, идут опытно-конструкторские работы, заканчивается работа над эскизным проектом Национальной космической станции, которая в разы будет превышать размеры Международную космическую станцию (МКС). И она будет обеспечивать мониторинг наблюдений территорий всей Российской Федерации и вообще всей планеты, а не урезанного куска, как сейчас это делает МКС. 

- А что видно с МКС?

- Мы только Юг видим со станции. Мы не можем увидеть Мурманск или даже Санкт-Петербург, мы южнее Воронежа не залетаем. Так расположена орбита, что мы не имеем возможности пролетать над всей территорией России.

Все запуски стараются делать ближе к экватору, чтобы максимально увеличить КПД, это чисто физика. У экватора радиус Земли больше и радиальное составляющее скорости Земли идет в пользу наших двигателей - меньше тратится топлива и больше берут полезной нагрузки. Поэтому на Юге мы видим большее количество спутников и можем видеть МКС в надире, то есть в зените. 

Справка: Самокутяев Александр Михайлович родился 13 марта 1970 г. в г. Пензе. В 1988-1992 гг. был курсантом Черниговского высшего военного авиационного училища летчиков, а в 2000 г. окончил Военно-воздушную академию имени Ю. А. Гагарина в пос. Монино Московской области. В мае 2003 г. был зачислен кандидатом в космонавты-испытатели в отряд ЦПК. 

Александр Самокутяев совершил два космических полета общей продолжительностью 331 сутки 11 часов и два выхода в открытый космос (суммарное время - 10 часов). Общий налет на авиатехнике - 680 часов. Выполнил 250 парашютных прыжков.

Фото: samokutyaev.ru и roscosmos.ru