Период здоровой жизни женщины в России - самый короткий среди стран Европы. Такие данные приводит авторитетный медицинский журнал The Lancet. Одна из травматичных проблем, с которой сталкиваются 15% россиянок, - невозможность зачать, выносить и родить здорового ребенка. Врачи Мурманского многопрофильного центра имени Н.И. Пирогова ФМБА России помогают решить эту проблему - с 2015 года здесь работает Центр репродукции и материнства. В Международный день здоровья женщин, который отмечается в мае, мы поговорили с акушером-гинекологом центра Людмилой Мининой.

-Людмила Юрьевна, растет ли число пар, которые испытывают трудности с зачатием? С чем связаны эти проблемы в первую очередь?

-В современной науке есть такое понятие - эколого-репродуктивный диссонанс. Окружающая среда меняется настолько быстро, что эволюционные механизмы не успевают адаптировать организм, в частности, репродуктивную систему к этим изменениям.  Это приводит к дисрегуляции. Наша биологическая функция осталась прежней, а в социальном плане мы серьезно изменились, особенно за последнее столетие. Мы страдаем болезнями цивилизации: это ожирение, метаболический синдром, хроническая анемия. Помолодел сахарный диабет, растет число онкологических заболеваний, эндометриоз стал болезнью молодых и активных женщин. Человек постепенно накапливает последствия негативного влияния среды. У нас на Севере актуально ещё и понятие латентной анемии: содержание кислорода в воздухе понижено, и гемоглобиновой нормы 110-120 единиц оказывается мало для компенсации гипоксии.

Репродуктивный возраст женщины, по данным ВОЗ, сейчас длится от 15 до 49 лет, но фактически верхняя граница проходит в возрасте 40-42 лет. А после 30 лет вероятность рождения здорового ребёнка каждый год снижается на 3,5 процента.

100 или 200 лет назад женщина за свою жизнь могла родить 10 детей — это считалось нормой. С учетом еще и длительной лактации в менструальном цикле происходил перерыв на 2-3 года. Мы рожаем намного меньше, кормим тоже. И количество циклов в жизни женщины выросло в среднем втрое: со 150 до 450. Генотип не поменялся, а биологическая норма изменилась. Это, конечно, может приводить к «поломкам».

Есть и заболевания, которые также усложняют зачатие, снижают его вероятность хирургические операции гинекологического профиля.

Высок и процент мужского бесплодия. Сейчас около трети мужчин сталкиваются с этим, рост таких случаев мы наблюдаем после пандемии covid-19. Кроме того, наши мужчины ведут не очень здоровый образ жизни: курят, употребляют алкоголь, многие - спортивное питание, которое также меняет гормональный фон.

-Как на возможность забеременеть влияют стресс и климат?

-Напрямую. Клетки, с которыми мы работаем, начинают формироваться за 4 месяца. И мы видим закономерность: если четыре месяца назад женщина пережила какое-то тяжелое заболевание, что-то плохое случилось в ее жизни, высока вероятность, что зачатие не случится. Даже при проведении протоколов ЭКО. Влияет и климат - в период полярной ночи, зимой, количество успешных протоколов у нас снижается. А бедные девочки, переехавшие с юга к мужьям, вообще испытывают большие проблемы. Там был нормальный световой день, нормальная ночь, а тут организм с ума сходит. Плюс сопутствующий недостаток витамина Д. О его ценности заговорили на фоне пандемии, когда он рекомендовался к профилактическому приему. На самом деле его следует принимать постоянно в течение жизни: его недостаток серьезно влияет на весь организм. Еще один негативный фактор - отказ от мясной пищи, нехватка Омега3. Тут хочешь-не хочешь, а вспомнишь советские времена, когда всем нам в детстве давали рыбий жир и кварцевали.

-Какие обследования женщина должна пройти перед тем, как решиться на процедуру?

-Беременность — это лакмусовая бумажка для женского организма. Если какие-то органы или системы уже работают на грани своих возможностей, во время беременности эта “ниточка” может порваться - нагрузка резко возрастает. И в первую очередь, конечно, это почки, сердце, позвоночник, вены. Я рекомендую предварительно пройти полноценное обследование - хотя бы на уровне диспансеризации. Могут вылезти проблемы с дефицитом железа, витаминов. Лучше заранее подготовиться к решению проблем, чем столкнуться с ними на фоне беременности. Нужно прийти к нам минимум за 4 месяца до даты желаемой процедуры. А лучше за полгода. И, конечно, сделать прививки от краснухи (у беременных она дает 100% порок развития плода), гепатита Б, коронавируса - его последствия у беременных также могут быть тяжелыми.

-С чего начинается работа с пациенткой?

Мы собираем анамнез, определяем, какой фактор не позволяет наступить беременности, в чем причина. Иногда удается помочь без процедуры ЭКО. Есть определенные препараты, методики, которые помогают организму справиться. И после введения этих препаратов происходит естественное зачатие.

Бывает чисто психологический фактор - и когда женщина понимает, что ее проблема будет решена, что ей помогут, она успокаивается - и беременеет. Такой случай у нас был. А самое простое, когда, например, бывает бесплодие неясного генеза: и у мужчины, и у женщины, казалось бы, все хорошо - а беременности нет. Тогда проводим искусственную инсеминацию, это совершенно безболезненная процедура. Ну а если показания таковы, что поможет только ЭКО, надо понимать, что это не математика, а скорее, лотерея. Или чудо. Организм каждой женщины на одни и те же препараты реагирует индивидуально, поэтому не всегда результат достигается с первого раза. Бывает, что мы делаем по нескольку протоколов. Одна пациентка забеременела и родила только после 8 протокола. Тут, конечно, многое зависит от настойчивости женщины и ее доверия врачу. Мы с вами должны работать в содружестве. У моей первой пациентки уже двое мальчиков, оба - наши, оба с первой попытки. Она мне присылает их фото, вижу, как они растут. Но мы не боги. Бывает, протокол прошел идеально - а результата нет. А бывает с трудом добыли единственную клетку, перенесли ее - и сразу получается беременность. У меня сейчас есть такая пациентка. И когда она, узнав, что беременна, мне написала: “Спасибо!” — это было настолько приятно… У нас получилось, мы смогли!

Показатели нашего центра очень хорошие - около 40% успешных процедур, это много, значительно выше среднероссийского уровня. Со дня открытия родилось уже более 100 “наших” деток.

-Если не получилось с первого раза - как женщине это пережить и подготовиться к новой попытке?

- Если мы видим. что пациентке тяжело, мы направляем ее к психологу. У нас работает штатный врач-психиатр. Это на самом деле очень актуально. Мы с нашей заведующей Татьяной Сергеевной Островской, конечно, тоже, можно сказать, работаем психологами для наших пациенток. Женщина приходит, ты с ней разговариваешь, стараешься ее правильно настроить. Процедура индивидуальная, одинаковых женщин не бывает. И многое зависит от пациентки: насколько она готова. Если она приходит на первый прием уже с потухшим взглядом, когда на лице написано: “У меня ничего не получится”, - скорее всего, так и будет. Но другая крайность - напор и желание получить результат немедленно - тоже не приводит к хорошему. Я считаю, что взаимопонимание с врачом очень важно, если его нет, лучше обратиться к другому доктору. Мы должны быть на одной волне. Но не забудем и про взаимопонимание с партнером. Если мужчина не готов даже обследоваться, может быть, стоит подумать, точно ли вы хотите от него рожать. Готов ли он к отцовству?

-Согласно данным ВЦИОМ, 7% женщин фертильного возраста в России вообще не хотят иметь детей, а в ближайшие годы ребёнка планируют не более 29% опрошенных. Станет ли в перспективе увеличение возраста первой беременности новым вызовом для медицины?

-В физиологии женщины за тысячи лет ничего не поменялось. Но эксплуатировать себя мы стали совсем по-другому. При этом генетически заложенный механизм деторождения остался прежним, а он подразумевает способность не только родить и продолжить род, но и защитить потомство. Поэтому в нашей стрессовой неспокойной жизни, где нет уверенности в завтрашнем дне и есть страх за своих детей, мы откладываем материнство на более поздние сроки. По статистике число россиянок, у которых первые роды происходят в раннем репродуктивном возрасте, за 30 лет сократилось почти втрое. А число женщин, рожающих в 45-49 лет, напротив, увеличилось в 5,5 раза. Среди наших пациенток около 40% женщин старше 35 лет.  Появилось понятие отсроченного материнства.

Молодым женщинам, которые планируют рожать после 35 лет, мы предлагаем забор и сохранение их яйцеклетки. С возрастом возможность клеток к зачатию снижается, они становятся менее функциональны. И клетки, которые забирались в 25-30 лет, будут выгодно отличаться от тех, которые мы будем забирать у той же пациентки после 30 лет. С клетками, забранными в раннем репродуктивном периоде, больше шансов на зачатие.

Рекомендуется такая процедура также перед оперативным лечением онкологии.

-Кто может рассчитывать на применение вспомогательных репродуктивных технологий, в том числе ЭКО, за счет ОМС, то есть бесплатно для пациентки?

-Если женщина в возрасте до 30 лет год, а после 35 - полгода живет половой жизнью и не беременеет - этого достаточно для обращения к нам.

Текст: Татьяна Брицкая

Фото: ММЦ