…Пока актёры читали первые два акта, автор ждал вердикта в соседнем кафе. Решение было единогласным: "Это шедевр!" Дописывал пьесу Михай Себастьян, когда репетиции шли полным ходом. Спектакль, премьера которого состоялась 1 марта 1944 года в Бухаресте, имел оглушительный успех, и до сих пор не сходит с театральных подмостков, был не раз экранизирован. Однако автор пьесы, по которой Михаил Козаков снял одноимённый фильм, мало кому известен. 

Румынский писатель Михай Себастьян (Иосиф Гехтер) выступал как прозаик, драматург, литературный критик. Будущий литератор с отличием закончил школу и отправился в Бухарест изучать право. Гехтеру прочили блестящее адвокатское будущее, но в нём уже проснулась страсть к сочинительству. Первая его книга, сборник новелл, вышла 1932 году.

Через два года в Бухаресте увидел свет большой роман «В течение двух тысяч лет...», написанный в форме дневника еврейского юноши. Редакторы газет охотно публиковали  статьи Гехтера. В театре с успехом шла его пьеса "Игра в каникулы", в 1940-м была напечатана книга "Несчастный случай". Жизнь писателя резко изменилась с приходом к власти диктатора Антонеску. Своё самое известное произведение с рабочим названием «Большая Медведица» драматург напишет зимой 1943-го, находясь в гетто.

«Несмотря ни на что, это лёгкая, ироничная, светлая пьеса, – рассказал журналистам режиссёр-постановщик Николай Гадомский. – Сценарий, по которому снимался фильм Козакова, довольно сильно отличается от первоисточника, я же старался быть ближе к авторскому замыслу.  Даже фильм специально не пересматривал. Также я старался не акцентировать еврейскую тему, но определённые детали всё равно остались».

Напомню, действие разворачивается в городке, где главное событие – это поезд, который проходит, не останавливаясь. В поезде едут на курорт богатые люди. Жители надевают лучшие наряды и собираются на перроне, чтобы помахать вслед пассажирам. В остальное время они подглядывают друг за другом. Даже когда спят, всё равно подглядывают...

Но это неважно, когда человек верит в своё предназначение и занимается любимым делом. Нужно верить в свою звезду и следовать своему пути. Об этом поставил пьесу, например, режиссёр Александр Созонов. Его электродрама с акробатами, вокальными и хореографическими номерами открыла прошлый театральный сезон в Московском Губернском театре.

Любое значительное произведение, а «Безымянную звезду» можно с полным правом признать таковым, допускает массу трактовок. Так, Олег Даль, которого Козаков собирался пригласить на главную роль, предлагал выстроить сюжет в духе Кафки. Пьеса должна заканчиваться падением астронома под проходящий поезд. Режиссёр Дарья Догадова, чья постановка год назад прошла в Челябинском театре драмы, увидела Марина пожилым человеком, в чьей жизни Мона – последняя любовь, а сама Мона – более образец телесной красоты, нежели модельных стандартов.

Да и сам сюжет может быть прочитан как история из жизни учителя-астронома, который доверил свою главную тайну случайной знакомой с вокзалп. Или как приключение из жизни светской дамы, неожиданно заночевавшей в убогом жилище астронома-любителя. Или как случай из жизни начальника станции, где впервые остановился поезд, чтобы высадить безбилетную пассажирку в вечернем платье без денег и документов…

Как прочитал пьесу режиссёр Николай Гадомский зрители смогут увидеть в декабре: 16, 17 и 25-го. На ноябрьские спектакли билетов уже нет.

В спектакле заняты артисты Марина Волкодав, Алексей Воронин, Глеб Глебов, Николай Глухов, Алексей Кинк, Светлана Лебедева, Владимир Морев, Маргарита Османова, Андрей Шпеко; приглашённый артист Доминика Палина.

Фото: МОДТ; Большое радио