(Окончание. Предыдущая часть) Фестиваль завершился. По информации регионального Минкульта, постановки коллективов из Мурманской области, Петрозаводска, Архангельска, Рязани, Перми, Челябинска, Могилева и Минска посетили не менее 4,2 тыс. зрителей. 

Вернее сказать, фестиваль завершил работу, потому что смотреть (и анализировать!) ежедневно по три спектакля – занятие не из лёгких. Не скажу за зрителей, а корпус жюри, по разным, правда, причинам, понес потери. Зрительский корпус, уверена, был более-менее стабилен. Судя по опросу,  проведённому студентами местного вуза во время майского этапа, аудитория театралов постоянна, образованна и посещает досуговые мероприятия дружной компанией.

«На решение жюри будут влиять зрители. Сколько будет зрителей, аплодисментов, цветов, таким и будет решение жюри», - обещала в мае, на открытии фестиваля, Ирина Антонова, руководитель отдела региональных и межрегиональных программ Центрального аппарата СТД РФ и член первого экспертного жюри.

Думаю, если бы исследование продолжилось (для достижения хотя бы минимальной  репрезентативности), состав лауреатов и номинантов фестиваля претерпел был бы иным. Во-первых. Изначально неясно, почему некоторые спектакли попали в программу обоих этапов.       

Таким образом, «Саквояж доктора Чехова» (областной театр кукол) собрал «плюшки» дважды. Сначала диплом «Сердце зрителя», затем – лауреата фестиваля II степени, лучшему исполнителю мужской роли второго плана. Спецдиплом автору лучших костюмов и «решения художественного пространства спектаклей». Причём, именно за костюмы – трижды (в первом этапе – от профессионалов и от любителей, во втором – только от любителей). Та же история со спектаклем «Пиковая дама. Играем Пушкина» (драмтеатр Северного флота).

Сразу оговорюсь, спектакли -  хорошие, наград – достойны. Отчасти могу понять: включили их в программу двух этапов, чтобы как можно больше зрителей их увидели. Но злоупотреблять правом хозяина и снова награждать тех же и за то же… Вспоминаю одного творческого деятеля, которому однажды посчастливилось возглавить жюри. Первую премию он отдал себе. Когда я спросила, как же – ведь, наверное, это не совсем удобно перед другими участниками? Он, не моргнув и без тени юмора, ответил: «А как же, когда ещё придётся? Кто ж мне даст?»

Во-вторых. Тогда же, в мае, председатель альтернативного жюри сказала: «Мы все – лидеры мнений. – Будем выбирать сердцем. Если мнения разойдутся - хорошо: чем их больше, тем больше возможности для выбора. А если совпадут – ещё лучше, значит, спектакль этого достоин». 

Но мнения не расходились. Оба жюри отметили Нину Няникову. Альтернативное - за лучшую женскую роль, профессиональное – «За талант перевоплощения». Тут, думаю, зрители с радостью бы присоединились. Актриса за пару минут и одним-двумя штрихами могла создать потрясающе узнаваемые образы. В других театрах, где тоже ставят пьесу, воспитательницу, учителей, мать, подругу-художницу, торговца книгами играют разные актёры.    

Также единодушно отдали «Сердце» и Гран-при «Мачехе Саманишвили». Также пермский театр «У Моста» увез домой дипломы за лучшую мужскую роль и «За оригинальный ансамблевый аккомпанемент основного действия» (роли вдов). Достаточно сказать, что спектакль участвовал в двух сотнях фестивалей и везде собирал награды. 

Спектакль, опять же, хороший. Динамичный, сыгранный, черкески - аутентичные, актёры поют и танцуют. Но в плане режиссёрской работы, декораций, актёрского мастерства - не сравнить с архангельским «Камер-юнкером». Альтернативщики же вручили им диплом только III степени, профессионалы - II.

Диплом лауреата I степени любители, как ни странно, отдали «Егорушкиным птицам», профессионалы – диплом за «Лучшее музыкальное оформление», за ту самую «космическую» музыку, после которой в ушах «стон одиночества» и «звон бездны». Что-то не припомню в зале восхищенных лиц, зрители выходили со спектакля с головной болью. Это видно и по снимкам, на спектаклях работали как минимум два-три профессиональных фотографа.      

Претензии к режиссёру-постановщику «Мачехи» в плане трактовки пьесы оставлю при себе, важнее другое. В моём понимании, жюри любителей может вручать диплом «Сердце зрителя», приз зрительских симпатий, оценивать лучшие костюмы, музыку, злободневность, но никак не режиссуру, сценографию, новаторство. Это критерии профессионалов. Думается, при такой квалификации, членов жюри можно было поменять местами без ущерба.

В-третьих, непонятно, почему сравнительно масштабное мероприятие как кинофестиваль северных стран, который проходит ежегодно, совпал с театральным фестивалем, который решили восстановить после десятилетнего перерыва? Судите сами: 14-20 ноября - фестиваль «Северный характер», 18-24 ноября – «Арктическая сцена». Подготовка к фестивалю началась за год. На просмотрах "характерных" хоум-видео и так двери не выносят, а тут ещё причина. Да и зрителю не порваться, для кого, в таком случае, оно - всё?

***

«Мы с вами присутствуем на открытии первого фестиваля, и создавать его историю предстоит нам, - говорила Капитолина Кокшенёва. - У нас нет единого аршина, который мы будем прикладывать к участникам. Будем исходить из той творческой реальности, которая у вас сложилась. Полезный эффект для каждого участника будет в любом случае. Неизбежно кто-то будет огорчён, кто-то обрадован, но в целом, всех ожидает праздник».

Вот тут – согласна. Фестиваль театров действительно стал праздником. Цветам учёт не вела, но аплодисментов было много. На завершающих поклонах зал вставал, даже самые спорные постановки мочеными яблоками не забрасывали. Начался отсчёт времени ожидания нового Арктического фестиваля – традиции заложены. (Начало)

Фото: https://gov-murman.ru/info/news/472572; https://vk.com/arcticstage?w=wall-212220525_522;  https://vk.com/nht74?z=photo-1799459_457254324%2Fwall-1799459_15295;    https://vk.com/video?q=анна%20на%20шее&z=video