Современные технологии плотно вошли в нашу жизнь, делая её более легкой и удобной. С помощью одного клика можно вызвать такси, заказать доставку, связаться с друзьями в любой точке земного шара. Любой трехлетний малыш сегодня в состоянии включить себе мультфильм на планшете ли телефоне. Но, к сожалению, вместе с благами технологий приходит и опасность.
«Ростелеком» и аналитическая компания MINDSMITH при поддержке Альянса по защите детей в цифровой среде провели вебинар, посвященный теме безопасности детей и подростков в онлайн-среде. Спикером вебинара стал футуролог, основатель и управляющий партнер компании MINDSMITH Руслан Юсуфов.
Термин кибербезопасность или компьютерная безопасность – плотно вошел в наш обиход с развитием интернет-технологий. Это совокупность методов и практик защиты детей и взрослых от атак злоумышленников. Дети, в данном случае, являются наиболее уязвимой целью мошенников, так как их когнитивные способности, мировоззрение и навыки критического мышления находятся в процессе формирования. Поэтому так важно защитить их от тлетворного влияния.
Исследование «Технологии защиты детей в интернете», которое легло в основу вебинара, проводилось с октября 2021 года по март 2022 года. В рамках исследования был проведен анализ киберрисков для детей и подростков, а также изучены технологические меры по противодействию киберрискам.
В результате исследования было выявлено, что на сегодняшний день дети могут столкнуться с 23 киберрисками. Наиболее опасные из них связаны с психологическим насилием, так как в результате агрессивного столкновения, ребенок может навредить своей жизни и здоровью.
Риски разделены на шесть подгрупп следующим образом:
I) Криминализация, втягивание в криминальные практики - к этой группе относятся риски, которые подразумевают вовлечение детей в криминальные, запрещенные законодательством практики:
1. Вовлечение детей в криминальные сообщества
2. Продажа запрещенных товаров и услуг
3. Радикализация и экстремизм
4. Траффикинг
II) Маркетинговое давление, рискованные денежные отношения - к этой группе относятся риски, в основе которых лежат маркетинговые инструменты, паттерны поведения и тонкие психологические уловки, созданные для манипуляции детьми, например: сбыт товаров, опасных для жизни и здоровья детей, продвинутые методики маркетинга, темные паттерны и онлайн-мошенничество:
5. Интернет как канал сбыта товаров, опасных для жизни и здоровья детей
6. Продвинутые методики маркетинга
7. Темные паттерны
8. Онлайн-мошенничество
III) Личностная атака, направленные против ребенка деструктивные действия - к этой группе относятся риски, конечная цель которых — нанести моральный, физический или иной ущерб конкретному ребенку:
9. Кибербуллинг
10. Сталкинг
11. Груминг
12. Сексуальные домогательства
IV) Цифровая эксплуатация, использование ребенка для создания цифрового контента - К этой группе относятся риски, которые напрямую связаны с эксплуатацией ребенка или информации о нем в интернете:
13. Доксинг
14. Создание и распространение материалов с детской порнографией
15. Кража, сбор и эксплуатация персональных данных
16. Шерентинг
V) Информационное давление, информация, не предназначенная для детей и подростков - к этой группе относятся риски, в основе которых лежит информация, способная травмировать, дезинформировать, подтолкнуть ребенка к неверным выводам или опасным действиям:
17. Контент, содержащий сцены насилия
18. Порнографический контент
19. Дезинформация
20. Опасные тренды и челленджи
VI) Аддикция, формирование зависимости от интернет-среды – к этой группе относятся риски, при наступлении которых у ребенка формируется зависимость от интернета в целом или конкретных его элементов:
21. Алгоритмы удержания внимания
22. Игровая зависимость
23. Избыточное использование интернета
В рамках исследования эксперты составили карту киберрисков, которая показывает четыре группы риска в зависимости от степени опасности и степени защищенности:
- Недооцененные — риски с низкими степенями опасности и защищенности;
- Контролируемые — риски с низкой степенью опасностью и высокой степенью защищенности;
- Актуальные — риски с высокими степенями опасности и защищенности;
- Требующие внимания — риски с высокой степенью опасности и низкой степенью защищенности.
Каждый из представленных рисков заслуживает внимания и четкого разбора с примерами, чтобы проинформировать ребенка и не дать ему попасть в мошенническую схему. Проводить подобную просветительскую работу необходимо не только в школе, но и дома, считает Руслан Юсуфов, подчеркивая, что ваш ребенок должен стать экспертом в компьютерной безопасности: «Советуйтесь с ним, спрашивайте, что сделать бабушке, чтобы мошенники не заполучили деньги с её карточки, например. Подобный подход даст ребенку стимул изучить эту проблему, а также повысить значимость в собственных глазах. Доверительные отношения – вот залог эффективной защиты ребенка. Ведь контролировать цифровую свободу – невозможно, и на каждый запрет всегда найдется обход».
Фото: презентация исследования «Технологии защиты детей в интернете»