Вчера первые зрители увидели спектакль «Девятый выпуск». Режиссёром выступил Сергей Тараскин. У себя в театре художественный руководитель астраханского ТЮЗа ставил к Пушкинскому дню «Капитанскую дочку», а в Мурманске решил поставить лицейскую историю по пьесе Елены Исаевой. Её предложил худрук мурманского театра. Пьеса «Лицей. Девятый выпуск» была написана в 2018 году, и сразу поставлена в Забайкальском  краевом театре, где на тот момент репертуарной политикой рулил Николай Гадомский.

Несмотря на близкое знакомство с материалом, Гадомский утверждает, что в  постановочный процесс не вмешивался, ибо сомнений в мастерстве давнего приятеля не имеет. Принимающая сторона обеспечила пошив исторических костюмов и декорации. Швейный, столярный и художественно-бутафорский цеха старались. Правда, лицеисты носили тёмно-синие мундиры, а тут зелёные... Ну да, какая разница? Воротники всё равно красные.

Итак, о чём пьеса? XIX век. Пушкин и его друзья ещё живы. Лицеисты выпускного класса готовят гоголь-моголь по-пушкински. Трофимов разбивает в кастрюлю яйца, де Бриньи насыпает сахар, Воейков доливает из бутылки ром… И вдруг – дурная весть: «Господа! Несчастье! Пушкин умер. Стрелялся на дуэли пять дней назад». Корнет Лермонтов, с которым дружен один из лицеистов, взят под арест за стихотворение «Смерть Поэта»…    

Режиссёр-постановщик сохранил авторское построение пьесы, которая, собственно, больше похожа на киносценарий: сцены вытекают одна из другой ассоциативно, картина складывается из пазлов.

Картина, надо сказать, минималистична: черное пространство, театральный дым, слабый отблеск не то заходящего, не то восходящего солнца на заднике. Из реквизита – чёрные громоздкие обломки неправильной формы. Обломки самовластья? Руины прекрасной эпохи? Персонажи используют их как парты – когда слушают профессоров, как трибуну - когда читают стихи, как стол - когда готовят гоголь-моголь.

Действие сопровождают стихи. Лицеисты декламируют поэтов пушкинской эпохи, переписывают, исполняют под гитару, сами сочиняют. Они даже затевают издавать журнал, куда записывают стихи опальных Кехельбекера и Лермонтова... Сомнительно, чтобы юноши – лицеистам по 17-18 лет - так уж сильно увлекались поэзией, но пусть будет, по закону исторической реконструкции – «не было, но было». Стихи – это хорошо, а хорошие - вдвойне.

На встрече с мурманскими журналистами Сергей Тараскин чётко обозначил своё творческое кредо:

«Я считаю, главное - поймать интерес на злобу дня, нащупать актуальность. Пьеса основана на реальных событиях, почти все персонажи – реальные лица, а мне нравятся документальные истории. У нас много героических личностей, на них нужно равняться». 

Московский драматург Елена Исаева тоже говорит в своих интервью, что работает на заказ. Выпускница факультета журналистики МГУ, поэт - автор и соавтор сценариев к сериалам «Бедная Настя», «Не родись красивой», «Татьянин день». Пьеса о Лицее, очевидно, написана в рамках конкурса федеральных грантов, к очередному пушкинскому Дню. В облдраме тоже хотели успеть к дате, и начали репетировать в апреле. Генеральный прогон показал, что два месяца для создания шедевра мало.

Лицеисты - реальные люди, служившие Отечеству верой и правдой. О них остались воспоминания, они сами владели пером и оставили письма, дневники, научные труды. В конце концов, люди все - разные. На сцене же шестеро лицеистов - словно из ларца – «одинаковы с лица», лишены индивидуальности. По видимому, актёры не вышли в своих познаниях за пределы сценария и ограничились заучиванием стихов.

Опять же, стихи. Исполнение тоже "не айс". Когда Пушкина читают Сергей Юрский, Светлана Крючкова, Олег Меньшиков, Сергей Безруков – их хочется слушать и слушать, душа наполняется, открываются новые смыслы. Да, они народные-заслуженные, но кто мешает перенять их интонации? По крайней мере, до выработки собственной манеры: оригинального исполнения никто не ждёт - ждут профессионального, мастерского. 

В спектакле, где занята почти вся труппа, более всего запоминается Екатерина Ивановна (актриса Анна Будовская) - жена полицмейстера и, по совместительству, лицейского эконома Петра Роттаста. Кастелянша, смотрительница за кухней хлопотлива, ответственна, готова всем помочь. Любящая мать, она так читает стихи, найденные у строптивой дочери, что зал взрывается смехом. 

Убедителен в роли инспектора-доносчика Оболенского, едва не сломавшего жизнь лицеистам, Александр Волков. Это первый спектакль актёра после долгого перерыва. Отрадно, что за годы вне сцены, он не растерял актёрской техники и сценического обаяния. Значителен, содержателен в исполнении Александра Покатнёва великий князь Михаил Павлович, брат императора.

В целом, постановку можно отметить за напоминание «о милости к падшим». Смерть любимого поэта, арест Лермонтова, пропавший журнал с запрещенными стихами ставят молодых людей перед выбором: промолчать или возмутиться? Уступить или отстаивать свою честь и достоинство? Жертвовать ли собственным благополучием ради товарищей?

Взрослые - директор Лицея, начальник штаба военно-учебных заведений и сам государь-император, которому доложили о бунте – тоже думают: как быть? Лицеисты - дети самых высокопоставленных и знатных. Наказать будущих дипломатов и сотрудников министерств накануне выпуска или нет?

По жанру, «Девятый выпуск" – драма взросления. Это история о первом Поступке и о том, что за ним может последовать. На афише указано «16+», но можно свободно ставить «12+» - один поцелуй да пара шуток про гормональный фон. С этой постановки начнётся 86-й сезон. К семейному просмотру рекомендуется. 

Фото: Большое радио