8 ноября 2001 года Россия и некоторые страны СНГ впервые в истории отметили Международный день КВН — неофициальный праздник всех, кто каким-либо образом причастен к Клубу Весёлых и Находчивых (КВН). С тех пор отмечают его ежегодно.

Идея праздника принадлежала президенту международного клуба КВН Александру Маслякову, а дата празднования выбрана в честь годовщины первой игры Клуба веселых и находчивых, вышедшей в эфир 8 ноября 1961 года. Первыми игроками тогда стали команды Московского института иностранных языков и Московского инженерно-строительного института.

В честь праздника Большое Радио взяло интервью у Егора Банишевского, возможно самого высокого КВНщика за Полярным кругом.

Егор Олегович, сколько лет вы отдали КВНу?

— В 2004 году я выпустился из школы, и в этом же году уже начал играть в КВН, а закончил в 2022 – 2023.

— Почти 20 лет получается, срок приличный. На ваш взгляд, угас ли интерес зрителя к этому шоу на фоне появления большого количество интернет-форматов и конкуренции на других телеканалах?

— Тут есть нюанс. «Клуб веселых и находчивых» – это тот формат, который был придуман в Советском Союзе, потом трансформировался в современной России и никакого подобного формата нигде в мире больше не существует. Точно так же, как и у игры «Что? Где? Когда?».

Другое дело, что, если мы говорим о современном мире, интересно ли телезрителям смотреть КВН, то я думаю, что пик популярности, «золотое время» «Клуба» прошло.

В определенный период времени, с моей точки зрения, «Клуб веселых и находчивых» был таким своеобразным социальным лифтом, с помощью которого можно было оказаться в большом шоу-бизнесе. Если посмотреть примеры ребят, которые играли, допустим, в Высшей Лиге в каком-нибудь 2012 – 2013 году, то они вполне успешно продолжают строить свою публичную карьеру.

Потом интернет прочно вошел в нашу жизнь, и, соответственно, появилась возможность по-разному себя реализовывать, идти либо в комедию или в тот же самый стэнд-ап. А когда критическая масса накапливается, появляются какие-то новые шоу, что для конечного пользователя, то есть для зрителя, на самом деле круто, потому что всего стало в разы больше, есть из чего выбрать, и есть чему отдать свое предпочтение, но и конечный продукт, который реализуется в том или ином направлении, становится все более качественным за счет конкуренции.

— Как человек, который был по обе стороны экрана – вам интереснее было смотреть или играть в КВН?

В тот период времени, когда я очень сильно всем этим увлекался, мне было интересно и играть, и смотреть, потому что под фразой «играть» большая часть людей, наверное, подразумевает, что ты вышел на сцену, что-то сказал, все посмеялись, и ты ушел. Но это только одна из частей, потому что еще достаточно большая часть — это придумывать юмор, научиться его писать, соответственно, ставить его. И, наверное, только в КВН есть такая возможность, когда ты написал выступление, куда-нибудь приехал в какую-нибудь Лигу, и ты сразу оказываешься на большой сцене, в зале, где огромное количество людей находится, и, если ты срываешь овации, аплодисменты, смех, это от пяток до макушки пронизывает.

У стенд-аперов, допустим, такого нет. Потому что, в большинстве случаев, ты начинаешь с какого-то заведения, где сидят три человека, и ты пытаешься рассмешить их. Если у тебя получается, то тебя приглашают в другое заведение, там сидит уже не три, а десять. Это более длительный путь, но у тебя в рамках этого длительного пути всегда есть возможность доработать свой материал, снова его опробовать, снова доработать. В КВН в большинстве случаев нет права на ошибку. С той точки зрения, что ты что-то придумал, с редакторами вы это отработали, а дальше ты выходишь на игру, ты показываешь этот юмор, ну и всё. Конечно, ты ещё где-то можешь его использовать, но ещё раз ту же самую шутку Высшей Лиги ты навряд ли услышишь от той же самой команды в рамках сезона.

— Шутки, которые не повторяются, в современных реалиях что-то из разряда фантастики. А легко ли написать смешную шутку? Как вообще проходит процесс написания шуток и сценария?

— Вообще, на самом деле, у шуток есть градация. И в большинстве случаев ты просто занимаешься тем, что называется нестандартное мышление. Все приемы очень простые, их может использовать абсолютно любой человек. Чаще всего ты берешь какую-то стандартную ситуацию, потом очень сильно ее гипертрофируешь, либо вводишь туда какого-нибудь неожиданного персонажа, либо обманываешь возможного зрителя и получаешь кусочек юмора, с которым уже начинаешь работать – показывать его редакторам, своим коллегам, друзьям, всем остальным. И таким образом создаешь какой-то банк материала. И когда у тебя уже есть этот банк, в зависимости от той или иной задачи, которая перед тобой стоит, потому что конкурсы в КВН разные, выстраиваешь логику своего выступления, исходя из того материала, который есть в твоем банке, поставленной задачи и той концепции, которая есть в твоей команде, если ты выступаешь в команде.

— А разве в КВН можно без команды?

— Можно, есть такие примеры, так называемые монокоманды - команды, состоящие из одного человека. И это не говорит о том, что всю работу делает этот человек. Этот человек представляет, собственно, команду.

Другое дело, что у него есть достаточно большое количество партнеров, как минимум звукорежиссер, который работает с ним в паре. Скорее всего, это группа авторов, группа каких-то помощников и тому подобное, но на сцену выходит один человек.

— Ни для кого не секрет, что КВН – это создание юмористического номера от «написания шуток – до постановки на сцене и финального выступления», сколько времени примерно готовятся команды?

— Всегда по-разному. Всё очень сильно зависит от сетки игр — надо ли тебе куда-то ехать или нет. Но в большинстве случаев это две-три недели подготовки. Это выглядит следующим образом: ты можешь, зная задачу, начинать что-то накидывать неотыгранное из банка, писать что-то новое, сбивать это в единую концепцию. Дальше ты вступаешь в диалог с редакторами: отправляешь, приходишь, показываешь, обсуждаешь. Что тебе могут сказать? Вот тут давайте переделаем. Вот тут концовка другая, там еще что-нибудь. И это может бесконечно повторяться. Самый сложный, наверное, момент — это переделывать за неделю или за несколько игр до выступления. Часто бывает, что вы что-то делали, делали, сбивали, писали, пришли, показали редакторам на бумаге, редакторы сказали всё переделать. Ты встал, вышел со своей командой, опять заперся в каком-нибудь помещении 24 на 7, начал писать всё абсолютно с нуля, заново собрал полностью выступление. Собрал, принес редакторам, а они говорят, что на бумаге всё замечательно, но теперь надо, чтобы это на ногах было. Начали это ставить. Соответственно, после того, как вы это поставили, вы опять приходите, опять демонстрируете редакторам, они снова могут предлагать что-то поменять местами, что-то там улучшить, что-то убрать. Это такой вот постоянный цикл, и обычно стоп — это уже, собственно, твое непосредственное выступление в рамках игры на сцене.

— А бывало так, что за несколько часов до выступления редактор говорит: «Меняй всё!»?

— Нет, на моей памяти, когда я играл в КВН, участвовал с разными командами, с разными коллективами, у меня такого не было. Но было такое, когда буквально за сутки редактура говорила всё переделать. И всё переделывали.

— Кого привлекают в качестве редакторов? Почему у них так много власти? И бывало ли такое, что вы их ослушивались?

— В большинстве случаев это ребята, которые добились тех или иных успехов в КВН, долгий период времени в КВН проработали, проиграли и имеют огромное количество опыта, умеют писать юмор, у них очень высокая юмористическая насмотренность.

У каждой лиги есть свои редактора, их обычно несколько, 3–5 человек, у кого-то даже это потом превращается в целую профессию, и он может редактировать сразу несколько лиг, работая с разными командами. В конечном итоге, с моей точки зрения, цель редактора – это сделать целостное и интересное для зрителя шоу, здесь я говорю про всю игру, а не только какой-то отдельной команды.

А по поводу ослушаний, на моей памяти был один раз, «Лига Балтика» в Санкт-Петербурге. Сценарий мы отправляли заранее, но нам ничего по этому поводу не сказали. Мы были буквально только с поезда, пришли на площадку, проиграли все конкурсы, и нам сказали заменить огромный кусок.

Так как мы уже показывали этот материал и были в нем уверены, а замена каких-то его отдельных элементов не дала результата, мы не стали его менять, и на игре показали все так, как было запланировано. Люди смеялись, поэтому на разборе полетов нам лишь сказали «ай-ай-ай», и потом более пристально следили за нами, хотя по факту за такое могут дисквалифицировать.

— Даже так? Вся команда понесет ответственность или только тот, кто «ослушался»?

— КВН достаточно сплочённое сообщество, внутри много обычной, дружеской, открытой коммуникации. Но если ты где-то прямо откровенно косячишь, то страдаешь не только ты, страдает вся команда. Например, так случилось в одно из последних моих посещений Сочинского международного фестиваля КВН, когда из-за некорректного поведения одного, был наказан весь коллектив. И да, этот человек потом принес публичные извинения, находясь в поезде по пути домой, хотя это был третий или четвертый день фестиваля, факт остается фактом – санкции могут быть серьезными.

— Регулярно наши команды отправляются на фестиваль команд КВН в Сочи, что это значит для бывалого КВНщика?

— Фестиваль в Сочи — это одна из мечт любого игрока в КВН. Есть еще одна, но она уже из разряда космических — это обязательно оказаться в Высшей Лиге, чтобы тебя показали по Первому каналу. Естественно, внутри этой мечты есть пожелания а-ля, чтобы это был достойный юмор, чтобы все смеялись, чтобы всем хорошо было…Но это доступно единицам. А сочинский фестиваль — это то, что реально достижимо в большинстве случаев.

Первый раз я там оказался в составе сборной мурманской команды, мне не было еще 18 лет. Капитан моей команды тогда писал моей маме записку, что он берет всю ответственность за меня на себя.

Я потом много раз бывал там, в составе разных команд, и по своему опыту скажу, что сочинский фестиваль – это своеобразное испытание. То есть либо ты берешь и что-то новое для себя открываешь, новые формы работы и взаимодействия, понимаешь, где ты можешь расти, к чему ты можешь стремиться, обрастаешь какими-то знакомствами, начинаешь ездить в другие Лиги, общаться с ребятами и тому подобное, либо после фестиваля в Сочи команда разваливается. Это определенная точка испытания, когда важна поддержка. И очень круто, когда можно поехать не за свой счет. Очень важна помощь учебного заведения, если это его команда, муниципалитета или региона.

— По ходу разговора прозвучало несколько Лиг. В их количестве можно легко запутаться. Какой путь ждет условного студента, который начинает выступать в своем университете у нас в области?

— Если в учебном заведении есть несколько команд, соответственно, первый этап – это университетские игры. Если вы показываете хорошие результаты и хотите дальше развиваться в этом направлении, вам прямая дорога в Мурманскую молодежную лигу КВН к Денису Шалабанову, Артему Кириллову, Денису Трутневу и многим-многим другим замечательным ребятам. Это неофициальная или учебная лига, там с вами будут работать, объяснять схемы построения юмора, давать различные мастер-классы: как написать шутку, как её поставить, как отыграть и т. д. Туда можно приходить как на отдельные игры, так и принять участие в сезоне или в фестивале Молодежной лиги КВН. Количество игр зависит от фестиваля, а между играми могут быть поддерживающие мероприятия, допустим, кубок «Интертото» или Чемпионат по разминке.

Если вы выиграли в фестивале Молодежной Лиги, дальше вас ждет Мурманская Лига. Если вы становитесь победителями Мурманской Лиги, то команда поедет на фестиваль в Сочи.

— А когда выиграешь и его, то дальше куда?

— Тут такая фишка, что ты не можешь выиграть на фестивале в Сочи. У тебя может быть так называемый повышенный рейтинг. То есть из первого тура тебя могут взять во второй тур. Из второго тура либо в какую-то Лигу выше уровня, либо в Премьер Лигу или в Высшую Лигу, фантастическое, конечно, стечение обстоятельств, но тем не менее.

Все остальные обычно играют какой-то период времени, к ним присматриваются, пока они опыт нарабатывают. На фестивале в Сочи ты можешь получить, благодаря тому, что дали повышенный рейтинг, либо команда вышла во второй тур, приглашение от других Лиг, в том числе и центральных или телевизионных. Простыми словами, верхушка этого Олимпа – Высшая Лига.

— Сколько времени может занять восхождение на этот Олимп юмора?

— У всех по-разному, но в среднем, это 15 лет. Это полноценная, непрекращающаяся работа, которая требует своих жертв, которой нужны определенные навыки, таланты и харизма.

Фото: Большое Радио