13 ноября 1745 года во Франции родился Валентин Гаюи — выдающийся педагог, который основал несколько школ и предприятий для слепых в Париже и Санкт-Петербурге. По решению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) именно эта дата стала основой для учреждения Международного дня слепых.

Чтобы привлечь внимание общественности к проблемам людей, которые потеряли зрение, оказались в сложной жизненной ситуации, Большое Радио взяло интервью у Ольги Левша, заместителя директора Мурманской государственной областной специальной библиотеки для слепых и слабовидящих.

— Ольга Михайловна, как давно работает ваша библиотека и в чем её отличие от других? 

— Наша библиотека официально появилась в 1967 году. То есть ей уже 57 лет. С одной стороны, мы ничем не отличаемся от других общедоступных библиотек, мы открыты для всех читателей. У нас есть разная литература, поэтому любой человек может прийти в библиотеку, будь он житель Мурманской области или нет, есть у него нарушения здоровья или нет, он может быть читателем.

Но в названии нашей библиотеки есть слово «специальная». Оно связано не с какими-то особенностями наших читателей, а с наличием у нас специальных библиотечных фондов, которые помогают людям с различными нарушениями зрения получать информацию и наслаждаться книгами так же, как и другим.

Например, бабушки и дедушки, которые хотели бы читать литературу своим внукам, но им уже тяжело сделать без использования каких-то специальных средств, например, очков. Для них есть литература с укрупнённым шрифтом, который удобно читать людям с ослабленным зрением.

Есть люди, которые не видят с рождения или потеряли зрение в зрелом возрасте в результате травм или каких-то заболеваний. Для них тоже есть специальная литература, такую называют – издания специальных форматов, предназначенные исключительно для людей с нарушениями зрения или тех, кто испытывает затруднения при чтении плоскопечатного текста.

Важная особенность нашей библиотеки состоит и в том, что мы помогаем людям с различными нарушениями зрения преодолевать барьеры в их жизни для того, чтобы они могли так же, как и другие люди, не имеющие нарушений зрения, учиться, например, в школе, причем в обычной общеобразовательной, осваивать новые знания, получать профессию и путешествовать.

Благодаря нашим специальным фондам и специальному оборудованию, мы помогаем читать книги тем, кто не видит, или видит плохо, или, как у нас говорят, видит по-разному. У нас есть читатели, которым мы помогаем, например, осваивать так называемую систему чтения и письма по Брайлю.

— В чем на ваш взгляд было великое достижение французского тифлопедагога Луи Брайля?

— С помощью рельефно-точечного тактильного шрифта Брайля, который представляет собой разные комбинации шести рельефных точек, расположенных в две колонки, можно любой язык, не только русский, английский, немецкий, итальянский, но и ноты, и математические и химические формулы перевести на специальный язык для незрячих. Благодаря этому читатели, которые владеют системой Брайля, учатся в школах искусств, становятся вокалистами и музыкантами, могут поступать и успешно учиться в творческих и технических вузах.

Кстати, в этом году весь мир отмечал 215-летие со дня рождения Луи Брайля. А двести лет назад Луи Брайль придумал систему тактильного шрифта, который потом назвали в его честь. В этом году в библиотеке открылся Клуб брайлистов, в котором мы помогаем молодым, взрослым и пожилым изучать систему Брайля. А для тех, кто еще не освоил Брайль или сделать этого не может, в библиотеке есть другое специальное оборудование.

— О каком специальном оборудовании идет речь?

— Очень многим знакомы такие устройства, как очки или контактные линзы, ими пользуются люди с ослабленным зрением, то есть те, кто видит, но не так хорошо, как видит здоровый человек.

У нас есть специальные брайлевские дисплеи, которые переводят обычный текст в шрифт Брайля и наоборот, это позволяет общаться в интернете или пользоваться компьютером людям, например, с самыми тяжелыми нарушениями – при отсутствии зрения и слуха.

Но есть люди, которые сохранили, например, остаточное зрение, или незрячие, но они не владеют системой чтения и письма по Брайлю. Они могут читать «говорящие» книги с помощью специальных устройств – тифлофлешплееров. Это специальная техника. Таких изданий нет в других библиотеках, только у специализированных издательств и библиотек, обслуживающих людей с нарушениями зрения, есть возможность переводить в специальные форматы любую книгу, чтобы незрячий или слабовидящий человек мог потом прочитать её в специальной библиотеке.

Также у нас есть стационарные и портативные видеоувеличители: к нам можно прийти и прочитать, например, письмо или квитанцию с мелким шрифтом. А современная портативная читающая машина распознает обычный печатный текст и затем читает его вслух, причем можно выбрать разные варианты синтезатора речи – женский или мужской голос, скорость воспроизведения.

Есть традиционные белые трости и электронные, а еще цифровые маркеры, которые озвучивают специальные метки, которые можно разместить где угодно.

Главная задача всех современных реабилитационных и, так называемых адаптивных технологий, в том, чтобы сделать человека с нарушениями зрения максимально самостоятельным, чтобы он не зависел от других, мог сам, например, выбрать одежду, которую хочет надеть, приготовить себе обед или написать сообщение другу.

— Говорящие книги – это аудиокниги или они как-то отличаются?

— Такие книги предназначены исключительно для незрячих и слабовидящих.

Аудиокнигу человек без нарушения зрения слушает, а незрячий «говорящую» книгу читает: ему важно информацию слышать. Или, например, он читает роман, но он сам хочет составить представление о персонаже, и какие-то излишне драматические интонации диктора или чтеца, даже музыкальное сопровождение, могут в этом помешать.

Кроме того, «говорящие» книги записывают на карты с помощью специальных программных средств, чтобы не нарушать авторские права, и используют для чтения тифлофлешплееры. В нашей библиотеке читатели с инвалидностью по зрению могут познакомиться с современными моделями таких устройств, проконсультироваться по их использованию и даже взять во временное пользование бесплатно по договору.

Технологии развиваются быстро. Раньше в нашей библиотеке были книги и на бобинах, и на кассетах, и на компакт-дисках, а теперь цифровые в специальных форматах. У нас есть читатели, которые никогда не были в библиотеке: они получают цифровые книги по электронной почте на дом или читают электронные библиотеки для незрячих в интернете.

— Какие еще необычные книги можно встретить в вашей библиотеке?

— В детском центре есть не только учебная, художественная литература со шрифтом Брайля или «говорящие» книги, но и тактильные. Они предназначены для того, чтобы дети с нарушениями зрения лучше осваивали окружающий мир с помощью тактильных, сенсорных ощущений, поскольку их очень важно развивать, а для незрячих детей главными источником информации. У нас большая коллекция таких книг, так как мы регулярно проводим конкурсы на лучшую тактильную книгу для незрячих и слабовидящих детей. Тактильные книги – это еще и важный дидактический материал, они являются средством реабилитации ребенка в семье и школе.

Наша библиотека помогает не только детям с нарушениями зрения, но и другим детям с особыми образовательными потребностями: с нарушениями слуха и с расстройствами аутистического спектра.

— Возвращаясь к специальному оборудованию, терминал на входе в библиотеку также оборудован для людей с нарушениями зрения?

— Наша библиотека, наверное, лучше всех учреждений культуры Мурманской области адаптирована для людей с различными нарушениями здоровья. Этот тактильный информационный терминал подойдёт и для тотально слепых, и для людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, и с нарушениями слуха: у него тактильно-сенсорный экран, который можно удобно настраивается для передвигающихся на кресле-коляске, специальная тактильная панель управления для незрячих и индукционная система для слабослышащих.

Есть разные нарушения зрения. Например, люди с дальтонизмом тоже испытывают трудности при чтении, для этого у терминала есть несколько контрастных режимов, их можно выбрать в зависимости от того, какие особенности зрения есть у человека.

Продолжая экскурсию по библиотеке, которую ласково назвали подводной лодкой за длинный узкий коридор, мы познакомились с читательницей Екатериной Васильевной, которая приехала в библиотеку на Шевченко, 26 из Туломы:

«Я потеряла зрение год назад, прошлым летом, и сразу пришла в библиотеку за помощью. Было время, я брала крупный шрифт. Теперь хуже стало, и я стала брать «говорящие» книги. Мне бесплатно выдали тифлофлэшплеер, объяснили, как им пользоваться. Потом сотрудник Иван настроил на моем телефоне крупный шрифт, чтобы мне легче было им пользоваться. Беру я детективы и всегда предупреждаю, про любовь не надо».

— Ольга Михайловна, чем еще занимается библиотека для слепых?

— В своей библиотеке мы показываем, что люди с нарушениями зрения могут учиться, работать, заниматься творчеством. В творческой галерее «Отражение души» мы знакомим с фотоработами, картинами и поделками, которые создают люди с инвалидностью по зрению. Мы представляем творчество наших читателей и других талантливых людей с разными нарушениями здоровья, которые успешно реализовали себя в творчестве. Например, сейчас работает выставка наших партнеров из Санкт-Петербургской центральной специальной библиотеки для слепых и слабовидящих – незрячего художника Олега Зиновьева. Он потерял зрение во время блокады, когда был маленьким мальчиком. И уже после того, как полностью утратил зрение, а затем и слух, смог стать профессиональным художником, членом союза художников Санкт-Петербурга. На выставке в нашей библиотеке можно увидеть его графические работы, например, из серии «Слепой в городе».

Одним из атрибутов незрячего человека является белая трость. Человек, который потерял полностью зрение, тем не менее может и самостоятельно путешествовать по городу. Есть специальные центры у нас в России, которые помогают людям, потерявшим зрение, учат ориентированию на местности или, например, сотрудничеству незрячего с собакой-проводником. В библиотеке мы всегда рады таким четвероногим читателям, есть даже специальное место, предназначенное для собаки-поводыря, чтобы она могла отдохнуть, пока её хозяин выбирает себе книги.

Еще одна особенность нашей библиотеки – сотрудник-тифлокомментатор. Тифлокомментарии помогают незрячим людям лучше представить, что их окружает на экскурсии или что происходит на экране во время просмотра фильма.

Ольга Леонидовна Подъельная, главный библиограф Мурманской государственной областной специальной библиотеки для слепых и слабовидящих, овладела очень важной и серьезной специальностью:

«Что такое тифлокомментарий? Тифло – это слепота, то есть это комментарий для слепого. То, что нам кажется обычным, для незрячего человека требует отдельного комментария. Например, мы зашли в выставочный зал, видим, как висят картины, какого они размера, и обычно экскурсовод рассказывает, кто автор, какая техника письма, что изображено. А какая эта картина, как она висит, какие на ней цвета, как и что на ней расположено – это всё описывает для человека с нарушениями зрения тифлокомментатор.

Многие наши посетители читают руками. А ведь и в обычных книгах много фотографий, много иллюстраций хороших. И незрячий человек лишен этого. А иногда иллюстрация придает колорит даже самому лучшему художественному произведению. Задача комментатора – рассказать человеку, что изображено на иллюстрации. Еще можно путешествовать, знакомиться с достопримечательностями и не только услышать историю экскурсовода про какой-то памятник, но еще и при помощи тифлокомментариев и тактильных моделей узнать, как он выглядит».

Следующий пункт нашей экскурсии – Центр издательских и медиатехнологий библиотеки. В небольшом помещении расположилась студия звукозаписи, два больших брайлевских принтера и другое издательское оборудование.

Мы отличаемся от других библиотек тем, что помогаем читателям, переводим в специальные форматы литературу, которой нет в нашей библиотеке или, например, книга есть в другой библиотеке, но она недоступна людям с нарушением зрения, комментирует Ольга Михайловна. 

В нашем Центре мы можем напечатать нужную информацию на специальной брайлевской бумаге. Она очень дорогая, плотная и бескислотная. Незрячий человек читает руками, бумага должна быть устойчива к стиранию и окислению. Обычная бумага с течением времени на воздухе желтеет, а эта долго сохраняет свои качества.

Наша библиотека помогала территориальной избирательной комиссии Мурманской области печатать избирательные бюллетени с рельефно-точечным шрифтом. Чтобы человек с инвалидностью по зрению мог самостоятельно сделать выбор, почитать про кандидатов и проголосовать, поставив галочку с помощью специального трафарета.

В центре мы сами создаем и «говорящие» книги для незрячих и слабовидящих. Прежде всего это книги о нашем Кольском крае, местных писателей и поэтов, книги наших историков и краеведов, то есть те, которые не издаются федеральными специальными издательствами, но очень интересуют читателей.

— Вы упоминали, что многих своих читателей даже никогда не видели. Разве такое возможно?

Многие наши читатели живут в Мурманской области или даже за её пределами, но записаны в библиотеку. Во-первых, они могут записаться для того, чтобы читать книги из нашей электронной библиотеки «говорящих» книг или из интернациональной библиотеки для слепых «Логос».

А во-вторых, больше половины наших читателей живут в регионе и получают книги по почте. Любой житель Мурманской области может обратиться в нашу библиотеку, или в свою муниципальную библиотеку, или в первичную организацию Всероссийского общества слепых, и сказать, что ему нужна какая-то литература или рассказать, что он любит читать. Мы эту литературу вышлем ему бесплатно по почте. Это практика сохранилась еще со времен Советского Союза. Такое почтовое отправление называется секограмма. И сам незрячий или слабовидящий читатель, который живет, например, в Оленегорске или Ловозере, может обратиться в муниципальную библиотеку по месту жительства или на почту, чтобы вернуть книги в библиотеку и его посылку отправят бесплатно. И даже если один человек с нарушением зрения проживает в самом отдаленном поселке нашей области, он имеет возможность получить литературу из библиотеки. Для этого мы сотрудничаем с другими организациями, которые нам помогают передавать литературу.

Если человек потерял зрение, это не означает, что его возможности должны быть ограничены. Во-первых, наши библиотекари знают, как помогать таким читателям. Во-вторых, у нас есть специальные возможности — это оборудование и специальный фонд. Ну и, в-третьих, это наше желание помогать людям, потому что те барьеры, которые существуют физически, можно преодолеть, а вот мировоззренческий барьер – самый сложный.

Ведь на самом деле самое главное не только для библиотекаря специальной библиотеки, но и для каждого — это доброжелательность и желание помогать другим. Если ты встречаешь человека с белой тростью в городе, то ты должен замечать его, понимать, что он тоже такой же человек, как и ты, быть готовым помочь, если он просит об этом.

— На ваш взгляд, человека, который часто сталкивается с такими людьми, какие есть нерешенные проблемы в Мурманске в этой сфере? Что можно посоветовать властям для улучшения жизни людей с нарушениями зрения?

С одной стороны, у нас довольно благополучная статистика по заболеваниям зрения по области. У нас не так много людей с инвалидностью по зрению, как в других регионах. По различным данным, с инвалидностью по зрению в Заполярье около 2 тысяч человек, хотя, конечно, на самом деле их гораздо больше. В нашей библиотеке зарегистрировано более 1700 северян, 60 процентов из них — это люди с инвалидностью по зрению. Но не стоит забывать также, что у нас на севере много людей, у которых ослабленное зрение, поэтому всем важно беречь зрение с детства.

Есть такие проблемы, решение которых на самом деле, необходимо каждому. Не только людям с нарушениями зрения. Это, например, физическая доступность. У нас достаточно сложный рельеф местности, долгая полярная ночь. Освещение очень важно для слабовидящих людей и не только, потому что в тёмное время суток многие могут видеть хуже. Возможность без затруднений попасть в магазин, учреждение культуры или поликлинику, удобные пандусы и поручни, тактильные или звуковые указатели и таблички для того, чтобы человек с нарушением здоровья, или мама с коляской, или пожилой человек могли передвигаться и сориентироваться — это необходимый минимум.

У нас для этого сейчас делается многое, регион тоже меняется, например в общественном транспорте уже встречаются тактильные надписи или брайлевский шрифт на упаковках лекарств в аптеке. Это необходимо и дальше развивать.

Многие технологии и оборудование, которые я сегодня показывала, стоят очень дорого, важно, чтобы государство продолжало поддерживать проекты для людей с нарушениями зрения и другими формами инвалидности, не забывало о таких людях и выделяло, особенно в нынешних сложных условиях, достаточно финансовых средств, чтобы появлялось больше возможностей, которые сделают жизнь людей легче.

Самая главная задача заключается в том, что нужно изначально формировать такое общественное и жизненное пространство, которое удобно всем людям, есть у них нарушения зрения или нет. Это комплексная проблема, и многое здесь зависит от каждого.

Фото: Екатерина Громова