По данным на 2024 год в мире насчитывается 7 164 языка. И определенная доля из них – искусственные языки, те, которые придуманы специально для каких-либо целей: научных, литературных, философских и прочих (языки программирования сюда не входят).

Казалось бы, зачем? Учи универсальный английский или популярный китайский, нет нужды придумывать колесо. Однако, по разным данным число искусственных языков приблизилось к сотне и скорее всего продолжит расти. Почему? Потому что они позволяют достигать тех целей, которые ставит перед ними их создатель.

Джон Рональд Руэл Толкин, английский писатель, поэт, переводчик, лингвист и филолог, один из самых известных основоположников искусственных языков. Его произведения в жанре «высокого фэнтези» — «Хоббит, или Туда и обратно», «Властелин колец» и «Сильмариллион» — стали классикой, в частности благодаря выдуманным языкам, которые позволили писателю сделать свои художественные миры более глубокими и проработанными.

Толкин был первым учёным, который открыто обсуждал художественные языки. В 1931 году он прочитал лекцию под названием «Тайный порок». До этого считалось, что создание языков должно быть секретом (отсюда и название лекции).

Толкин обогатил мир своих произведений искусственными языками, и его подход стал популярен среди писателей-фантастов. Популяризация Толкина заложила основу для появления в 1990-х годах сообщества людей, занимающихся созданием языков — конлангеров.

Однако сегодняшняя дата, 15 декабря, посвящена Людвику Лазарю Заменгофу — русскому и польскому врачу-окулисту и лингвисту еврейского происхождения. Заменгоф известен как создатель эсперанто — наиболее успешного из сконструированных международных языков. Свою работу «Международный язык», включающую описание языка и учебник, он опубликовал в 1887 году под псевдонимом Доктор Эсперанто (то есть «Доктор Надеющийся»).

В городе Белосток, где родился и вырос Заменгоф, проживало множество людей разных национальностей: евреи, поляки, русские, немцы и белорусы. Между ними часто возникали конфликты из-за непонимания и предрассудков.

Заменгоф считал, что главная причина этих проблем — отсутствие общего языка, который мог бы стать нейтральным средством общения между людьми разных национальностей и не был бы связан с какой-либо конкретной культурой. Он видел в эсперанто универсальный язык, который мог бы стать вторым языком для каждого образованного человека после родного, и считал, что использование такого языка могло бы улучшить межъязыковые контакты и сделать их более эффективными.

1920-е годы многими историками оцениваются как период расцвета эсперанто-движения. Однако из-за событий Второй мировой войны, а также последующих экономических и политических потрясений, число последователей эсперанто сократилось, а количество предпосылок для его изучения снизилось. Ситуация чуть улучшилась с развитием Интернета, однако без государственной поддержки число не просто последователей, а людей, которые слышали об эсперанто, очень мало.

Хотя доказано, что эсперанто обладает большой педагогической ценностью, так как существенно облегчает последующее изучение других языков. К сожалению, нельзя точно сказать, сколько человек пользуются эсперанто сегодня, многие эсперантисты предпочитают не регистрироваться в местных или международных организациях, что затрудняет подсчет общего числа говорящих. По разным оценкам, в мире насчитывается от 200 тысяч до 2 миллионов человек, говорящих на эсперанто.

День Заменгофа — это самый значимый праздник для всех эсперантистов. Он был учреждён в 20-х годах XX века по инициативе венгерского эсперантиста Дьюла Баги.
 

Картинка: флаг эсперанто