
Работа над фильмом шла три года, предпродакшн и монтаж – заняли последние полтора, и - о, чудо! – премьера состоялась на два дня раньше официальных мероприятий, посвященных памяти Сергея Есенина. В начале октября исполнилось 130 лет со дня рождения поэта, в конце декабря – 100 лет со дня гибели.
26 декабря первые зрители увидели работу мурманских кинематографистов, 28-го на цифровых площадках состоялась премьера фильма «Чёрный человек» (16+) с Сергеем Безруковым, который сняла Анна Матисон, сценарист нескольких «Ёлок», создатель фильмов о российских музыкантах и жена актёра.
«Я сразу скажу: книга - лучше, - обратилась к зрителям перед показом режиссёр Анна Цедрик. – Главный герой – не Есенин, а наш современник. Фильм снят по мотивам поэмы Это моя версия, альтернативная вселенная, в которой живет герой».
Идея снять «Черного человека» принадлежит Илье Сирину. Актёр до недавнего времени жил в Мурманске, и служил в театре Северного флота. Будущие создатели фильма познакомились с ним на съемках «Капсулы времени». В театре Сирину предлагали то Василия Теркина, то капитана-особиста, а Чёрного человека не предлагали. Творческая энергия требовала выхода, тем более оказалось, что Анна Цедрик и Александр Стабров, впоследствии выступивший в качестве продюсера, тоже любят Есенина. Почему бы и не да? Недаром за плечами Цедрик - киношкола «Печенгафильм», и два курса от Санкт-Петербургского института кино и телевидения.
Вообще, снять фильм собирались за две-три недели, но погрузившись в материал, поняли, что не всё так просто. Двухстраничная поэма — одно из самых загадочных и неоднозначных произведений. Чего только не усматривают литературоведы в образе «Черного человека»...
Это и доппельгангер — мифологический двойник-антипод ангела-хранителя, стремящийся занять место оригинала. Встреча с ним — дурное предзнаменование. Это психическая патология, болезненное раздвоение личности. Это страшный вариант судьбы, которого герой, понятно, больше всего боится. Это, наконец, похмельный синдром – широко известно, какие отношения у поэта были с алкоголем. Состояние похмелья - это, кроме физических страданий, больная совесть, ощущение собственной вины…
«Мы консультировались с режиссёрами, преподавателями. Разбирали каждую строчку, искали главное слово, сверхзадачу и для героя, и для Черного Человека, - раскрыла секреты режиссёрской кухни Анна Цедрик. - Решали простой вопрос: всё-таки герой - плохой или нет? Искали верную интонацию. С Совестью всё сложилось. Именно она рассказывает герою, куда он скатился. Раз Совесть есть, значит, герой – не плохой. В процессе работы решили изменить образ - это не Есенин, а современный молодой человек, который переживает то же состояние, что и поэт. Мы ни минуты не жалеем, что потратили на создание фильма три года».
Поиск верной интонации, слов нет, важно, но самой трудной оказалась техническая сторона. Команда в процессе сама собой собралась, а оборудование пришлось отыскивать. Съёмки велись тремя камерами, взятыми напрокат, и только операторы знают, что каждая снимает по-своему, и свести отснятое, отрегулировать по цвету и свету – эти характеристики несут содержательную нагрузку – задача не каждому под силу. Роман Сорвин работал на площадке как оператор-постановщик и художник-постановщик. Монтажом занимались Константин Отставнов и Вячеслав Новосильцев, звукорежиссёр, колорист. В итоге, фильм собран бесшовно, и я, признаться, была уверена, что с помощью искусственного интеллекта. Ан нет, ИИ – ноль.
«Были раскадровки, а поскольку между съемками был перерыв в полгода – члены съемочной команды ездили в отпуск, были заняты на основной работе - было время продумать каждый кадр, - пояснил Александр Стабров, который нёс в проекте продюсерскую нагрузку. – Что получилось, судить зрителям».
И это колоссально… Пару недель назад я присутствовала на ещё одной местной премьере. Кое-как сляпанный киноматериал, посвященный визиту исторической личности в Мурманск, далёкий при этом от исторической правды и вообще логики повествования, авторы презентовали как достижение. Они, правда, признались, что фильм снимался три месяца, и ещё будет не готов, но им очень хотелось показать его зрителям.
После просмотра сценарист и продюсер вышли к залу со словами: «Нам понравилось. Всё получилось!» Зрители, участники массовки, сказали: «Здорово, Танюшку справа хорошо видно, и Лёшку тоже!» Одна из актрис сказала: «Все девочки мечтают в кино сняться, моя мечта исполнилась». Актёр, который мелькнул в кадре спиной, сказал: «Было трудно, но интересно». Фильм был снят на грантовые деньги.
«Черный человек» снимался на средства авторов. Съёмочная группа «Чёрного человека» сказала – ещё раз! – «судить не нам, судить зрителям». Даже вроде пошутили, что мечтали установить на входе «помидоро-искатель», чтобы зрители помидорами не закидали. Но они – отвечаю! - не закидали. Хотя не из массовки и не из съемочной группы.
Более того, на мой взгляд, наши есениноведы пошли дальше москвичей. Напомню, премьера безруковского «Черного человека» прошла два дня назад.
Наши вынесли повествование из комнаты на сцену. Герой смотрит на свою жизнь из зала. Черный человек уже не один, изображение в чёрном цилиндре двоится, троится, трансформируется в женский образ… С точки зрения операторской работы мурманский «Черный человек» тоже намного интереснее, факт.
И музыка лучше (я не боюсь масштабных аналогий!) Композиции группы «Лестница Эшера» вписались в материал и «физически», и концептуально. Кто не знает, эта лестница – визуальный парадокс, созданный голландским художником. Метафора бесконечного пути, которому, возможно, нет конца.
Нет конца и творческому поиску. Творческое объединение «Хвоя» работает над новым проектом, их кинотворчество можно поддержать «чеканной монетой», они опять снимают на свои.
По поводу посмотреть «Чёрного человека» (16+), в Мурманской детско-юношеской библиотеке им. Махаевой - там Есенинский музей – в ближайшее время запланировано несколько показов. А музею в будущем году - юбилей.
Фото: группа «Творческое объединение «Хвоя»/ВК





