Сводки информационных агентств федерального и регионального значения начинают пополняться яркими и неоднозначными заголовками с раннего утра, а потому практически у каждой свежеиспечённой новости есть возможность с лёгкостью разлететься по многочисленным источникам и стать главным предметом интернет-пересудов. Успех того или иного сообщения зависит не только от его актуальности, но и от так называемой «скандальности». Самый свежий и эксклюзивный материал, вызвавший широкий общественный резонанс, становится героем не только последних обсуждений на форумах и в блогах, но и плавно перекочёвывает на обсуждение в студию программы «Послевкусие».
Так, тема сегодняшнего эфира была навеяна сообщениями об увольнении двенадцати чеченских военных. Мужчины, проходящие службу по контракту в подразделении Минобороны, отказались отправиться в Сирию. Контракт с двенадцатью «отказниками» был расторгнут досрочно и без обсуждения каких-либо других условий, на которых военные могли бы продолжить службу. Этот случай вызвал множество негативных откликов: читательскую аудиторию буквально шокировал тот факт, что люди, принявшие решение связать свою жизнь с армией, отказываются от исполнения прямых обязанностей. К тому же чеченские военные принадлежат к абсолютно немногочисленной группе людей, которые не пожелали уехать в Сирию на место боевых действий. Стоит ли это волеизъявление молодых мужчин считать не только профессиональным бунтом, но и нарушением морального закона? Что такое долг вообще и исходя из каких соображений его следует трактовать? На эти вопросы предложили ответить слушателям «Большого Радио» ведущие программы «Послевкусие» Алексей Ганеев и Андрей Привалихин.
Буквально через пару минут после объявления темы выпуска в эфир раздался звонок от Елены, которая старается не пропускать программу и по возможности высказывать свою точку зрения на животрепещущие темы. Слушательницу, несомненно, удивила новость об увольнении чеченских военных, потому как позиция мужчин была ей совершенна непонятно даже с точки зрения финансовой стороны вопроса: «Военные же получают очень хороший оклад». Судя по всему, военных из Чечни едва ли интересовало то, сколько денег они получат взамен на пролитую кровь и многочисленные травмы, которые они могут получить в ходе военных действий. Что не говори, а человеческий фактор всегда берёт своё, когда дело касается жизни. Но решение пополнить ряды действующей армии не принимается в одночасье, а потому в жизни каждого мужчины становится не только переломным моментом, но и символом нравственной зрелости. Если же ты дал согласие на то, что в случае опасности встанешь на защиту Родины, что бы для этого не потребовалось, то ты обязан следовать этой простой формуле. Это как само собой разумеющееся явление, которое не может подвергаться обдумыванию, если ты подписываешь контракт. Недаром солдат, поступивший на службу, зачитывает на торжественной церемонии присягу и клянётся в верности и безоговорочном служении Отечеству. Ведь это такой трогательный и одновременно ответственный момент, к которому приходишь спустя время и уже будучи морально готовым к этому шагу. Разве нет? Лично я всегда считала, что пустословие и неумение отдавать себя отчёт в совершённом действии, вот уж где-где, но в армии априори не имеют места быть. Случай с чеченскими военными поистине возмущает и даже несколько разочаровывает. Военнослужащие, которые получают не малые деньги за свою так называемую повинность, и то отказываются от выполнения первоочередного долга. Если уже даже эти люди не отвечают за свои слова и в некоторой степени проявляют малодушие, то чего тогда ожидать от тех, кто занимает более приземлённые должности? Конечно, не всегда удаётся уравновесить такие понятия, как «хочу» и «надо», но именно армия – это то место, где первого термина не должно существовать вообще.
Как будто в подтверждение моих слов звучит следующая мысль, высказанная Еленой, Женщине также не понятно, как военнослужащие вообще могут отказаться от того, что и. приказывает вышестоящее руководство: «Моя тётя всегда воспринимала военных как наших защитников, которые при первой необходимости станут на выполнение своего священного долга. Однако на это я всегда отвечала то, что беспрекословное выполнение приказа может обернуться и другой стороной: если прикажут нас расстрелять, то они это сделают». Здесь в разрез с беспрекословным выполнением обязанностей идет такое понятие, как понятие как превышение полномочий, которое тоже весьма двояко. Воинский приказ – это не просьба или план на будущее, а обдуманное действие, обязательное к выполнению и обоснованное. Фатальные действия не будут приказаны в том случае, если того не требует сложившаяся ситуация. И здесь на первый план снова вырывается контекстный синоним слова «хочу», но уже в несколько другом своём обличии – «надо, значит надо».
«Те люди, которые отказались от командировки, - это банальные трусы. Для мужчины любые испытания – это способ проверить себя на прочность», - считает Александр, которые в прошлом был военным сапёром и не проходил службу в Афганистане только потому, что его туда не послали. Кстати, в советское время за уклонение от воинских обязанностей была уготовлена уголовная ответственность. Пусть чувство долга прививали насильно, но негативных последствий это за собой вовсе и не могло повлечь.
На тему того, что же вообще такое долг и как его следует понимать, чуть позже порассуждал Александр из Никеля, постоянный слушатель программы «Послевкусие»: «Вот уже в течение долгих лет несколько моих близких приятелей не отдают мне деньги, которые некогда взяли в долг. Если выдаётся возможность напомнить им о том, что пора бы деньги уже и вернуть, они либо исчезают, либо переводят тему. И на самом деле, здесь дело уже вовсе не в деньгах. Люди поступают, как говорится «по-свински» и даже не пытаются объяснить, почему так происходит». Думаю, каждому из нас не единожды приходилось попадать в подобные ситуации. Я, действительно, не обеднею, если не получу назад свои пятьсот рублей, но неприятный осадок после такого поступка со стороны другого человека обязательно останется. В трудную минуту мы оказали помощь и не оставили в беде, а в ответ получаем вот такое отношение к себе. Даже если тебе нечем отдать этот долг сейчас, то прояви великодушие и просто скажи об этом. Пара слов поможет избежать негласного конфликта и не приведёт к тому, что рано или поздно с человеком, который не может расстаться с тем, что уже по факту потратил, придётся расстаться.
Слово «надо» является синонимом к слову «долг» и для Галины. В понимании женщины есть неоспоримые обязанности, которые следует выполнять в том случае, если ты на них подписываешься: «Военный и врач – это такие профессии, которые не терпят обсуждений, желаний и субъективности». На самом деле, человек, который принимает решение связать свою жизнь с военной или медицинской карьерой, обрекает себя на чёткое следование установленным нормам. И тот, кто к этому не готов, априори не может быть безнравственным и эгоистичным человеком. Разве солдата не должно переполнять чувство гордости за то, что он, пройдя множество испытаний, получил возможность быть в ряду тех людей, которые, если что, станут спасителями не одной жизни? Медицинская сестра, находясь у постели безнадёжного больного, ищет слова утешения, которые уменьшат страдания пациента. Она соотносит свой профессиональный долг с моральным. Не по той же разве схеме должен действовать и военнообязанный?
Среди слушателей, вышедших сегодня на связь с ведущими, почти не нашлось людей, которые отнеслись бы снисходительно и с понимание к чеченским военным, уволенным за отказ отправляться в Сирию. Каждый аргументировал свою позицию по-разному, но суть сводилась к одному. Не может не радовать то, что определённые моральные гражданские принципы и установки ещё не потеряли смысл для всех нас.
Напомним, программа «Послевкусие» выходит ежедневно по будням с 18:30 до 19:30, в прямом эфире «Большого Радио».