13 января, в День российской печати, фонд «Медиастандарт» и исследовательская группа ЦИРКОН опубликовали социсследование о профессии журналиста в России. Были опрошены люди, занимающиеся журналистикой. Не только официальной, но также фрилансеры и блогеры.
Опрос проведен во второй половине прошлого года. Отобрали анкеты 492 респондентов - от главных редакторов до внештатных сотрудников и студентов. Были охвачены все федеральные округа и различные типы медиа - печатные и Интернет-медиа, радио и телевидение, смешанные. 25% респондентов работают в федеральных СМИ, 67% – в межрегиональных, региональных и местных.
Из ответов следует, что главная характеристика человека, занимающегося журналистикой, – не формальный статус или образование, а знание и соблюдение этических норм и ценностей и правил поведения в сообществе. Знание этических норм – наиболее важная обязательная характеристика журналиста, так считают 71% опрошенных. На втором месте – соблюдение этих норм, наличие таланта и грамотное владение языком - 66%. Наименее важные характеристики для идентификации журналиста – профильное образование (5%) и членство в профессиональных объединениях (3%).
Задачей СМИ респонденты считают информирование и просвещение, а не пропаганду. Наиболее важные роли журналиста – обобщение фактов и формирование картины дня (66%), комментирование и анализ событий (65%), содействие обмену мнениями в обществе (58%).
Несмотря на пиетет к профессиональной этике и беспристрастной журналистике, две трети респондентов считают допустимым совмещать профессиональную журналистику с работой в PR, рекламе или на госслужбе.
Насколько свободны респонденты в своей работе и что ограничивает их работу? 81% опрошенных считают, что работа журналистов в России скорее несвободна и несамостоятельна (противоположного мнения придерживается 15%, затруднились ответить – 4%). 77% отмечают, что в современной России профессия журналиста дискредитирована и недооценена, а журналисты не пользуются доверием общества (противоположного мнения опять придерживаются 15%).
Главным «ограничителем свободы» журналистики опрошенные называют «вышестоящую структуру, к которой принадлежит владелец СМИ». 86% считают, что она влияет или очень сильно влияет на самостоятельность журналистов. Речь идет как о крупном бизнесе и госкомпаниях, у которых есть непрофильные СМИ, так и о де-факто финансирующих работу медиа местных чиновниках. На втором месте – сам владелец (84%), затем «этический внутренний редактор» (66%). Самоцензуру считают важным ограничителем 59% респондентов, власти и регуляторов – 58%. Наименее влиятельны – давление аудитории (17%) и внутренние формальные и неформальные правила (47%).
Более 70% респондентов признают, что по-хорошему должны нести ответственность перед своей аудиторией, обществом и самим собой, на практике же ответственны перед владельцами СМИ (72%), властью (67%) и главным редактором (53%).
Журналисты сдержанно оценивают свою способность влиять на власть и бизнес. Значительное влияние, по мнению респондентов, журналисты могут оказывать лишь на группы граждан (54%), некоммерческие организации (44%), общественные движения и политические партии (41%). На власть журналисты могут значительно влиять, только если это муниципальные чиновники (36% согласны, 33% – нет). Даже влияние на малый и средний бизнес ограничено (26% считают его значительным, 40% – нет). Наименее подвержены влиянию силовые структуры (68% респондентов считают, что СМИ на них почти не влияют), федеральные власти (65%) и крупный бизнес (56%).
Респонденты сообщили о своем отношении к государственным и общественным институтам: негативные оценки явно преобладают над позитивными. Наиболее высокий уровень одобрения среди респондентов зафиксирован при оценке деятельности президента РФ (40% против 46%). Наиболее негативно (вариант «скорее не одобряю») оценивается работа политических партий (79%), за которыми следуют судебная система (69%), оппозиция и правительство РФ (66%).