Около пяти лет назад из уст на тот момент ещё помощника Президента РФ Аркадия Дворковича прозвучала фраза, которая, выражаясь языком заядлых блоггеров, взорвала Интернеты и всколыхнула и без того вспыльчивую общественность. В одном из онлайн-интервью Аркадий Владимирович предложил пересмотреть систему финансирования вузов и отменить стипендию для студентов. Дескать, отсутствие материальной поддержки смотивирует учащихся вузов на добросовестное отношение к учебе, которая в конце пятого курса приведет к красному диплому и, как следствие, достойной должности. В качестве альтернативы А. Дворкович предложил студентам подработку после занятий. Помнится, в ответ на предложение об отмене стипендий молодая интеллигенция парировала об «отмене Дворковича». И хотелось с ними тогда поспорить, да не нашлось весомых аргументов.
Инициатива была высказана и отложена в долгий ящик, который закрыли на три кодовых замка, а пароли от них забыли и не вспомнили. Студенты, обучающиеся на бюджете, продолжают получать стипендии, с чем их от души и хочется поздравить. Но с началом нового года в государственный законопроект, как известно, вводится масса коррективов, и системе современного образования, судя по всему, от поправок тоже не устоять.
Так, на днях стало известно, что Минобрнауки изменило правила назначения стипендий студентам, аспирантам и слушателям подготовительных отделений. Отныне минимальный размер студенческой «зарплаты» будет составлять аж 1484 рубля, и на такую сумму могут рассчитывать все первокурсники первые полгода обучения. Также размер выплаты будет определяться с учетом инфляции и прожиточного минимума. Опираясь на личный опыт, могу сказать, что студенты нашего арктического вуза никакой новой информации для себя отсюда не почерпнут и продолжат получать свою кругленькую сумму с районным коэффициентом. Однако ведущие программы «Послевкусия» Александра Ретунская и Андрей Привалихин решили не оставлять эту тему в стороне и предложили своим слушателям ответить на несколько важных вопросов. Стоит ли студентам вообще выплачивать стипендии? Может, так называемые бюджетники должны довольствоваться только тем, что получают высшее образование бесплатно? Чем можно заменить государственную финансовую поддержку студенту, который состоит на очной форме обучения? Об этом и многом другом в сегодняшнем эфире.
Обычно в вечерний прайм-тайм телефон прямого эфира на «Большом Радио» буквально разрывается от нескончаемого потока звонков от слушателей, которые желают озвучить свою гражданскую позицию и поделиться с ведущими «Послевкусия» мнением на заявленную тему. Однако сегодня в течение первых двадцати минут телефон заговорщицки молчал. То ли завсегдатаи эфир сообща позабыли номер, то ли экономическая ситуация в стране резко пошла на поправку, но обсуждать тему государственных выплат никак не собирались. Но, скорее всего, активно формулировали мысль, чтобы чуть позже ею поделиться.
Первым на связь с Александрой Ретунской и Андреем Привалихиным вышел Эдуард, которому уже не нужно представляться, чтобы вступить в диалог. Его голос знаком всем постоянным слушателям «Послевкусия». По мнению Эдуарда, достойная стипендия должна не только стимулировать к учебе, но и давать студентам возможность класть все силы на обучение, а не попытки заработать случайные средства к существованию: «Я хочу, чтобы наши студенты ответственно подходили к учебе и получали качественное образование. Если студент будет работать, то будет страдать его учеба. Будешь разгружать мешки – будешь просыпать лекции, прогуливать занятия». Пожалуй, каждому второму студенту приходилось сталкиваться с проблемой отсутствия денег на карманные расходы и покупки посерьёзней. Ведь студенческая пора – это тот самый переходный период для молодежи, которая еще не выбилась из-под родительского крыла, но уже пытается научиться жить самостоятельно и не просить у отца денег на оплату мобильной связи. Многим студентам приходится идти на всяческие ухищрения, чтобы подтвердить свой переход на новый уровень «взрослости»: подрабатывать в сфере обслуживания, на курьерских доставках после пар, а то и вовсе жертвовать посещением занятий в пользу заработка. Именно наличие академических стипендий и дополнительных выплат с 3 курса за особые достижения помогут студенту избежать выбора между необходимой подработкой и качественным подходом к обучению. Всё-таки наличие бумаги, подтверждающей статус выпускника вуза, - это одно, а наличие реальных знаний – совсем другое. Нам могут сколько угодно говорить о том, что при устройстве на работу мы должны забыть всё, чему нас учили в университете, но ведь и учить всему заново нас тоже никто не будет. Выбирать между временной подработкой и выгодным рабочим местом в будущем – по меньшей мере, глупо. Так что, если государство нуждается в квалифицированных специалистах, то оно должно его вырастить. Причем, не просто поливая сверху, но и взрыхляя землю. Эдуард полагает, что десять тысяч рублей для студента, обучающегося на престижном направлении, - самая оптимальная сумма. Безусловно, это так. Но, боюсь, наше государство опять обнаружит дыры в бюджетных карманах, и мы вновь заговорим о прожиточном минимуме, как он есть.
По мнению Романа, «для современных студентов учёба – это тяжелый труд. И если раньше, в СССР учащиеся вузов могли спокойно подрабатывать не во вред обучению, то сейчас совсем другие времена и требования». Частично повторив точку зрения Эдуарда, Роман подчеркнул, что нынешние образовательные стандарты порой кажутся просто непосильными даже для студента, который готов сутками корпеть над учебниками и не вставать из-за письменного стола. Так о какой работе тогда вообще может идти речь? Сейчас нагрузка действительно впечатляет: три-четыре пары каждый день, включая субботу, плюс практика и ворох домашнего задания. На время сессии о подработке и вовсе стоит забыть и, начав благославясь, закрыться в комнате и приняться за зубрежку. Однако здесь парадокс и в другом. Как говорится, первую половину обучения обескураженные и измученные студенты усиленно работают на зачетку, чтобы остаток времени она работала на тебя. При этом именно первый год, самый сложный за весь вузовский период, оплачивается по «минимальному тарифу» - чуть менее полутора тысяч рублей, о которых говорилось ранее. Если в советские времена на пятьдесят рублей можно было жить месяц, то сейчас установленной суммы не хватит и на три дня. Мало того, что неискушенные первокурсники попадают в когтистые лапы системы образования после школьной скамьи, так еще и вынуждены перебиваться на смешные деньги. Едва ли это не требует внесения коррективов.
Ростислав уверен, что «государство должно само обеспечить студенту возможность подрабатывать при вузе». То есть необходимо создать такие условия, при которых студент будет зарабатывать деньги, при этом получая опыт и практические знания по своей специальности. На самом деле, если бы студентам дополнительно оплачивали практику, на которую почти каждой год уходит порядка четырех недель, то это уже подправило бы финансовое положение учащихся. К тому же зачастую происходит так, что если студенты всё-таки и находят для себя стажировку по специальности, то редко получают за это деньги. В ином случае был бы стимул продолжать одновременно и работать, и набивать руку на своем направлении.
Василий полагает, что государство должно взять будущих специалистов полностью под свою опеку и перевести своих подопечных на полный пансион: «Студент живет в общежитии и не платит денег за съем. Ходит в столовую бесплатно. Вторую половину дня проходит практику в государственных организациях. Организм молодой, справится и с такой нагрузкой. Если ты будущий экономист, то иди работать в банк. Такая работа на два фронта приучит студента к взрослой жизни». Конечно, находится на полном обеспечении кого-либо – это очень удобно и совсем не затратно. Пожалуй, никто не отказался бы есть, пить, спать и т.д. за чужой счет. Но если наше государство такую систему когда-нибудь и введёт, то мы начнём бороться с другой проблемой – вечными студентами, которые при таком раскладе будут не против получить и второе, и третье высшее.
Большая часть слушателей, сумевших высказаться в сегодняшнем эфире, уверена, что отменять стипендии ни в коем случае нельзя. Ведь это не только стимул к обучению, но и средство к существованию. Это вовсе не значит, что студентов можно причислить к какой-то неприкосновенной касте, которая единственная в своем роде нуждается в привилегиях. Работу во благо себе и другим никто не отменял, но в разумных количествах. Но как бы там ни было, получение высшего образования – это целиком и полностью личный выбор каждого. Подписывая пятилетнее «бакалавриатное» соглашение, нужно помнить, что подростковая беззаботная жизнь на этом заканчивается. Но как сказал Василий, организм, действительно, молодой. И не с таким справится.
Напомним, программа «Послевкусие» выходит ежедневно по будням с 18:00 до 19:00, в прямом эфире «Большого Радио».