Как работал областной театр кукол в прошедшем году, как будет работать в наступившем и как получить правительственный грант на постановку спектакля? На эти и другие вопросы в прямом эфире в программе «Точка зрения» на Большом Радио отвечает директор театра Евгений Суханов. Ведет программу Андрей Привалихин.
Андрей Привалихин: Доброе утро, 10.00 на часах в студии, программа «Точка зрения» на Большом Радио в прямом эфире. Андрей Привалихин меня зовут, в гостях у нас директор Мурманского областного театра кукол Евгений Суханов. Евгений Владиславович, доброе утро!
Евгений Суханов: Доброе утро!
Андрей Привалихин: Телефон прямого эфира: 45–09–45. SMS сообщения принимаем на номер 8–921–045–10–45, пишите, ответим на ваши вопросы. Так получилось, мы говорили вчера по телефону, что вы подведете итоги работы театра в прошлом году, поговорим о планах на этот год, расскажите. как вы умудрились получить правительственный грант на постановку спектакля, велика ли сумма, хватит ли, но как-то вот буквально сейчас говорили об очень многих вещах, если получится, о них тоже поговорим, они касаются, в общем-то, внутренней жизни театра. Вы у нас были буквально два месяца назад в гостях, мы специально заманили к себе Евгения Суханова, чтобы он подробно рассказал, как перед новогодними каникулами и во время новогодних каникул будет работать театр, а вот сейчас мы уже можем говорить о том, как театр сработал в прошлом году при отсутствии главного режиссера?
Евгений Суханов: Спасибо. Я хочу сразу сказать, что многие уже годы, 10–15 лет театр, я считаю, на подъеме, и работает очень хорошо. Конечно, бывают спады, какие-то мелкие там неудачи, но, в принципе, за последние 10 лет театр достиг очень многого, даже в том, сколько зрителей приходят в театр, даже просто цифры если посмотреть, то чувствуется рост интереса зрителей, мурманчан, гостей нашего города к театру кукол.
Андрей Привалихин: Вы хотите сказать, что у вас довольно часто аншлаги?
Евгений Суханов: Аншлаги у нас часто. Та же новогодняя кампания — полные залы. Порой даже некуда и посадить. Ну понятно, новогодняя компания — всегда активность жителей, они все стараются новогодние праздники провести с семьей, поэтому понятно, что они идут в детский театр, но в обычные месяцы, конечно, это обычная работа. Мы работаем как в театре для зрителя, так и со школами и детскими садами, выезжаем за пределы города Мурманска, это обычная рутинная наша работа…
Андрей Привалихин: Но вы — по-настоящему областной театр, он и должен по области колесить все время.
Евгений Суханов: Это наша обязанность прямая, я всегда об этом говорю. Почему, собственно, если затронуть тему гранта, потому что главная задача гранта — не только поставить спектакль, а именно показать. Грант Правительства Российской Федерации в области культуры за 2016 год получили всего 9 учреждений культуры по стране, и мы получили грант именно на то, чтобы вот этот спектакль, который мы поставили, показать в отдаленных городах и поселках, там, куда в обычное время приехать, мягко говоря, сложно. По разным причинам: и по финансовым, и по климатическим. Мы же смогли слетать на вертолете в Краснощелье показать спектакль, это стоит достаточно дорого, в обычные гастроли, когда мы ездим по области… Краснощелье — это дороговато, хотя область нам помогает финансово, но недостаточно этого, чтобы слетать на вертолете, нам же все-таки декорации везти. Также мы смогли сходить на теплоходе в Островной. Это непросто, все-таки тоже декорации везти, людей, погодные условия, вы знаете, у нас трудные. Это все, я думаю, и дало возможность нам получить такой грант. Именно эта изюминка, что мы просили деньги на то, чтобы показать наши спектакли детишкам отдаленных городов и поселков, где, может быть, детей-то 10 человек. Естественно, мы никаких там денег не брали, это все было бесплатно, потому что град был правительством выделен. Там и дети, и взрослые собирались в этих клубах местных, и в Териберке, и в Туманном ждали нас по четыре часа, пока мы доедем… в Умбе, Варзуге… это было событие! Именно благодаря этому гранту это событие прошлого года, наверное, самое серьезное для работы нашего театр в 2016 г.
Андрей Привалихин: А это был конкурс? Вы заявились…
Евгений Суханов: Мы заявились.
Андрей Привалихин: Вы сказали: «Дайте денег, мы поставим спектакль, объедем всех», или вы сказали: «Мы будем ставить “Золотой ключик”»?
Евгений Суханов: Естественно, мы в заявке указали, какой конкретно спектакль, кто будет ставить, мы пригласили на эту постановку известных питерских художника и режиссера, которые в кукольном мире очень известны. Например, художница Алевтина Торик — она «золотомасочница», Николай Боровков — художественный руководитель, режиссер питерского театра «Сказка», он вообще по всей стране ставит спектакли.
Андрей Привалихин: Вот он когда «Ключик» приезжал ставить, говорил, что в каком-то роде для него спектакль этот спектакль был тоже дебютом.
Евгений Суханов: Это другой спектакль. Он дебютный ставил для малышей, для очень маленьких. Он этим никогда не занимался, а у нас эта программа уже 8 или 10 лет, мы тоже об этом говорили часто, что спектакли для самых маленьких, от 2 лет, которые в малом зале у нас идут, это было в свое время ноу-хау.
Андрей Привалихин: Матерый режиссер волновался, поскольку никогда не ставил такой спектакль?
Евгений Суханов: Это совершенно другие дети, другой должен быть настрой, даже просто по времени должен быть меньше, а у него эти сказки большие, монументальные, на большой сцене, ему хочется все это выразить, а тут надо было в 25 минут выдать то, что он за полтора часа выдавал. Он этого никогда не делал. И для него это был дебют. А «Золотой Ключик» — он тут выложился. Он красочный, музыкальный, танцевальный. Мы тут и хореографа приглашали, и вокалом у нас все актеры владеют, и когда мы возили этот спектакль в отдаленные наши города и поселки, это был настоящий праздник не только для детей. Там просто собирались все жители.
Андрей Привалихин: Но бюджет Мурманской области — он по программам разбит…
Евгений Суханов: Да, он программно-целевой.
Андрей Привалихин: Я помню, когда Татьяна Поронова работала еще не заместителем губернатора, а министром финансов, она была у меня в эфире, я сказал: «Татьяна Михайловна, я понимаю, что бюджет весь по программам, вы — министр финансов, для вас во главе всего стоит рубль. А как определить в области культуры: успешно сработали, или нет? Как измерить, получилось что-то, или не получилось? Народ пошел или не пошел?».
Евгений Суханов: Рублем можно измерить. У нас есть госзадание, мы столько-то должны спектаклей сыграть, столько-то зрителей…
Андрей Привалихин: Это план, получается?
Евгений Суханов: Ну да. Но он сейчас называется «государственное задание».
Андрей Привалихин: То есть, план вы выполнили?
Евгений Суханов: Это даже не обсуждается! Мы перевыполнили. А что касается качества, для этого у нас в театре худсовет существует. Идет дискуссия на уровне страны: нужен худсовет, не нужен… Мединский недавно говорил, что он не обязан заставлять театры иметь худсовет… а у нас он всегда был.
Андрей Привалихин: В театре второй год нет главного режиссера. Кто определяет репертуарную политику? Сидит директор в кабинете, которого зовут Евгений Владиславович Суханов, и говорит: «Армию двигать туды», а ему актеры говорят: «Туды нельзя, болото. Потопнем».
Евгений Суханов: Для того худсовет и существует, чтоб все эти мнения можно было выслушать. Конечно, принимаю решения я. Я и раньше принимал решения, но с учетом мнения главного режиссера. Бывало, что я не соглашался. Сейчас — с учетом мнения худсовета. Конечно, мы театр, уже имеющий такую историю…
Андрей Привалихин: Но решения-то безошибочные принимаются?
Евгений Суханов: Последние два года все спектакли аншлаговые. Конечно, мы делаем сейчас ставку, пока нет у нас главного режиссера, а он у нас будет обязательно, мы работаем над этим, мы не хотим сделать ошибку, мы хотим пригласить все-таки человека, который будет непосредственно жить здесь и работать. Многие хотят не жить, а приезжать: поставить спектакль и уехать. А нам нужно, чтобы человек здесь был постоянно, чтобы ежедневно работал с труппой, был в театре. Пока ситуация у нас такая — без главного режиссера. Конечно, мы сделали ставку на приглашение сюда очень известных в кукольном мире людей, опытных. Мы эксперименты сейчас не ставим, им тоже есть место в театре любом, и это правильно, но пока наша задача — пополнить театр знаковыми спектаклями с известными названиями, которые должны быть костяком в труппе — классика детского спектакля, которая должна быть в каждом театре, и мы сейчас этим занимаемся, потому что мы будем ставить «Гадкого утенка», в прошлом году поставили «Золотой Ключик», эти названия, там, «Красная шапочка», которые должны быть в каждом театре, согласитесь? Поэтому сейчас мы этим занимаемся. Конечно, когда будет у нас главный режиссер, основной, мы будем приглашать все равно других режиссеров, и, может быть, будут эксперименты молодых новаторов, хотя я все-таки консерватор по натуре и стараюсь все больше классики… сейчас такой период, сами знаете, что в театральном мире творится… сейчас нам нужно пополнять репертуар классическими детскими спектаклями, чтобы люди знали, на что они идут, и мы этим занимаемся.
Евгений Суханов: «Театр не должен вариться в собственном соку»
Андрей Привалихин: Скажите, вам не обидно, когда кинорежиссеры известные, когда их спрашивают о детском кино, они говорят, что детское кино надо снимать так же, как снимают взрослое, только лучше, потому что детей не обманешь. Вам не обидно, что отношение к театру кукол порой такое, как будто это театр второго сорта, несерьезный какой-то.
Евгений Суханов: Насчет несерьезного — согласен, было такое отношение, особенно раньше. Раньше считали, что детский театр — это гораздо ниже, чем театр драмы. Я всегда на это отвечаю так: «Попробуй-ка, актер театра драмы, приди в театр кукол, возьми куклу и сыграй!». Вот наоборот — это возможно. У нас очень многое актеров, которые из театра кукол пришли в драму и стали известными, получили звания, все их знают, а вот наоборот — это очень сложно. Кукольному искусству еще учиться надо. Хотя он может быть замечательный драматический актер, но вот сразу так взять и сделать невозможно, поэтому это гораздо сложнее. Второй момент — это, конечно, дети. Вы же знаете наш театр. У нас авансцена в полуметре от первого ряда, и детишки которые там сидят, смотрят, они видят всё. Тут не спрячешься, тут не уйдешь на задний план и что-то там, может, не то скажешь, не то сделаешь — этого не получится. Они видят всё. И дети же непосредственные, они сразу фальшь увидят, они сразу скажут: «Вот это вот не так!», и поэтому тут как раз, мне кажется, намного сложнее быть искренним, чтобы ребенок поверил.
Андрей Привалихин: Зрителям со стажем, ну скажем, таким, как я, обидно, что нет спектаклей для взрослых. Я просто помню знаменитый фильм «Д'Артаньян и три мушкетера» по этому мюзиклу. Ребята! За 2 года до выхода фильма был поставлен отличный спектакль в Мурманском областном театре кукол, и зал был битком набит на каждый спектакль.
Евгений Суханов: Даже в мою бытность, помню, были такие спектакли, как «Забыть Герострата», это все были спектакли для взрослых… «Вторая смерть Жанны д'Арк»…
Андрей Привалихин: У нас звонок, алло.
Роман: Добрый день, меня Роман зовут.
Андрей Привалихин: Здравствуйте, Роман!
Роман: В продолжение темы спектаклей для взрослых я вернусь к вопросу, когда возможно создание отдельного здания для театра кукол? Имея хотя бы 2 сцены и помещение дополнительное для изготовления реквизита, кукол и проч., можно претворять в жизнь и театр марионеток, и ростовые куклы, и театр теней — тем самым, мы увеличиваем количество задействованных людей творческих в этом процессе. Я понимаю, что сначала это будут затраты бюджета, но потом, когда перейдет на самоокупаемость, не один грант можно будет получать.
Евгений Суханов: Действительно, стоял вопрос много лет, чтобы выделить театру кукол отдельное здание, вопрос долго решался, на сегодняшний день здание есть, это бывший гарнизонный Дом офицеров по адресу: Ленина, 27. Он сейчас передан театру кукол, готов к капитальному ремонту, деньги выделены, в этом году, в первой половине, думаю, в марте, будет объявлен конкурс, и я надеюсь, что в первом полугодии начнется капитальный ремонт здания под размещение Мурманского областного театра кукол. Ремонт предполагается в 3 этапа, в течение 3 лет мы надеемся, что это здание будет отремонтировано, там предусмотрено 2 зала, один большой, на 300 мест, малый зал на 60 мест, и он будет полностью оборудован, все будет хорошо. В общем, я надеюсь, что через 3 года мы увидим новое здание театра кукол.
Андрей Привалихин: Вдобавок, и сквер тоже ваш теперь…
Евгений Суханов: Сквер наш. Мы сейчас, конечно, его не реконструировали именно потому, что понимали, что будет ремонт. Жалобы были, я знаю, надо было привести его в порядок, но, пока ремонт здания, не сделан, мы конечно, не будем… его благоустройство предусмотрено в третьем этапе, и все будет сделано.
Андрей Привалихин: Давайте вернемся к спектаклям для взрослых. Ну вот хочется, я с удовольствием бы сходил. С детьми уже ходил, сейчас хожу с внуками, а хочется и самому сходить.
Евгений Суханов: Спектакли для взрослых всегда пользовались популярностью в театре кукол.
Андрей Привалихин: А «Божественная комедия» какая была замечательная! Я учился в институте, набивался полный зал студентов, показывали спектакль, потом выходила главный режиссер, и мы часа два-три обсуждали!
Евгений Суханов: Знаете, тут несколько факторов, почему сейчас мы их не можем поставить. Во- первых, сейчас достаточно большая кадровая проблема. Мы уже несколько лет, в общем, на голодном пайке в актерском составе. Каждый год мы ездим, подбираем актеров, чтобы завлечь сюда, на север, очень сложно… не хватает.
Евгений Суханов: «Мы сидим на голодном пайке...в плане кадров»
Андрей Привалихин: Вы ищете именно кукольников?
Евгений Суханов: Только кукольников, потому что учить у нас возможности нет, у нас и так часть актеров, когда пришла в свое время, мы набирали, потом отправляли учиться в Санкт-Петербургскую академию театральную, заочно. Сейчас времена немножко изменились. Мы можем пригласить сюда выпускников специальных учебных заведений, вот в этом году к нам два молодых актера приехали.
Андрей Привалихин: Чем вы их завлекли?
Евгений Суханов: Севером. Жилье, подъемные, и, главное, работа. Наш театр активную творческую жизнь ведет, гастролируем… в некоторых театрах приходят молодые выпускники училищ или театральных институтов, и годами, бывает, не получают главной роли, потому что сложно пробиться вперед, пока не увидит их режиссер. А у нас сейчас нет такой проблемы, у нас практически все актеры равно заняты, вот у нас постановка новая, мы предлагаем сами актеров, которые, к примеру, были меньше заняты, чем их коллеги в прошлом году, мы их чередуем. Мы предлагаем эту возможность. Они все профессионалы, они все должны быть заняты. Во-вторых, они сразу входят в работу, они не сидят и не ждут. Вот они приехали — их тут же вводят, и они уже через 2–3 недели могут выйти на сцену. Это большой стимул для молодых. Они на таком эмоциональном подъеме, они только выпустились, они там всякие студенческие спектакли ставили, а потом, бывает, в театрах сидят и ждут, когда же их очередь. Мы предоставляем такую возможность. И жилье, конечно, это очень важно. Это, можно сказать, один из определяющих факторов, потому что мы предоставляем жилье, мы арендуем сейчас квартиры у города, спасибо большое администрации, которая выделяет, и мы можем предоставить нормальное жилье, это не общага какая-то, извините. Это квартиры нормальные, люди живут в хороших условиях, и потом, конечно, все-таки у нас на севере зарплата повыше, чем то, что имеют актеры в средней полосе. Поэтому вот этим мы завлекаем — и то очень сложно. Конечно, Москва, Питер — все рвутся туда, не думая о том, что не всем там будет место, но все равно все хотят, и поэтому бывают такие случаи, что человек не поехал сразу в Мурманск, поехал в центр, покувыркался пару лет, а потом вспоминает, что Мурманск приглашал, и приезжает. Так 2 актера к нам приехали, сейчас работают полноценно в нашем театре.
Андрей Привалихин: Получается, один спектакль новый появится в репертуаре в этом году, это будет «Гадкий утенок»?
Евгений Суханов: Их будет 4. У нас по госзаданию не менее четырех. Меньше мы не можем, это даже не обсуждается. Постановки на разный возраст: для малышей и для более старшего возраста. Сейчас идет работа с московскими специалистами, приехал режиссер Влад Костин с художницей Светланой Рыбиной, они в конце марта поставят спектакль для детей старшего возраста «Госпожа Метелица» в большом зале.
Андрей Привалихин: А дети старшего возраста — это сколько?
Евгений Суханов: От пяти-шести лет и старше. Потом приедут в марте к нам приедут, тоже художница-золотомасочница, как я говорил, Алевтина Торик, и питерский режиссер Петр Васильев, «Гадкого утенка» ставить. Этот спектакль должен идти в репертуаре, у нас был, кстати, «Гадкий утенок», он долго шел, очень был популярен, но потом, конечно, время прошло, он устарел, мы будем ставить новый, но он может быть совершенно другой.
Андрей Привалихин: А сколько времени нужно, чтобы поставить от начала и до конца спектакль?
Евгений Суханов: 2–3 месяца. Вот приехал художник с эскизами, начали работать наши цеха на изготовление кукол, декораций, 1,5–2 месяца надо изготавливать, актеры работают с пьесой, читкой, как только декорации, куклы можно выдать на сцену, приезжает режиссер, и около месяца, 3 недель, идет репетиционный процесс. Учитывая, что в году всего 12 месяцев, из них 2 — отпуска, получается 10 месяцев, а надо поставить минимум 4, мы, не успевая закончить один, параллельно начинаем уже другой. Плюс мы едем на гастроли в область, обязательно каждый год участвуем в международном фестивале театров кукол, обязательно участвуем в обменных гастролях с одним из театров страны, все это идет параллельно…
Андрей Привалихин: Вы меняетесь на время помещениями? Они приезжают к нам сюда, а вы — туда?
Евгений Суханов: Да, это обменные гастроли. Вот в этом году мы планируем съездить в Сыктывкар на фестиваль, воркутинский театр кукол проводит третий раз уже, они проводят его в Сыктывкаре, потому что в Воркуту только самолетом долететь можно, и в этом году мы поедем в Сыктывкар на фестиваль. Сейчас мы решаем вопрос, с каким театром будут обменные гастроли, мы еще не определились. Но это будет обязательно. И область — это наша святая обязанность. У нас весенние гастроли и осенние. Едем на юг, на север, Мончегорск, Оленегорск, Апатиты, Кировск…
Андрей Привалихин: А в обменных гастролях насколько на вас давит денежная составляющая? Вы хотите куда-то недалеко ехать?
Евгений Суханов: По-разному бывает. Конечно, финансовая составляющая очень важна. Если нам областные гастроли финансирует область, за что им спасибо, не везде такое есть, а вот что касается выездов за пределы Мурманской области, это только за свой счет.
Андрей Привалихин: Но почему у нас находятся меценаты, которые спонсируют конкурс красоты, но которые не спонсируют кукольный театр, детский театр, это что менее важно?
Евгений Суханов: Согласен с вами, конечно. Но я бы не сказал, что у нас совсем нет друзей, которые нам помогают, у нас есть, и мы же ездим, это же не просто так, нам помогают, мы сами зарабатываем еще деньги.
Андрей Привалихин: Ездим-то ездим, но можно там доехать до Петрозаводска и на этом остановиться, а можно доехать в Москву, чтобы приехал Образцовский театр, который был у нас на гастролях, даже не один раз, они выступали в большом зале ДК Кирова, и там вообще яблоку негде упасть было!
Евгений Суханов: Было такое. Вы знаете, есть федеральная программа, которая финансирует именно поездки центральных театров страны в регионы. К нам пока детский театр не приезжал, но это есть, существует.
Андрей Привалихин: Если учитывать, что в России 85 регионов, возможно, в нашей жизни мы этого не дождемся.
Евгений Суханов: Как директор, я распределяю, на что тратить деньги. Я считаю, что театр должен выезжать и на фестиваль, и в обменные гастроли. Да, на эти цели не выделяются бюджетные деньги, но мы все-таки получаем часть от областного бюджета, какие-то гранты получаем, и свои деньги, который зарабатывает театр от продажи билетов.
Андрей Привалихин: Грант-то велик? Сколько денег?
Евгений Суханов: Свыше миллиона. Миллион тридцать тысяч. Сколько мы заявили, столько и дали. Не урезали ни копейки. Где-то 500 тысяч ушло на постановку спектакля, около 500 тысяч — на гастроли. Мы свои деньги тратим на то, чтобы поехать на фестиваль или на обменные гастроли, театр не должен вариться в собственном соку, это полноценная жизнь.
Андрей Привалихин: Евгений! Спасибо вам большое, что вы нашли время, чтобы прийти в студию, мне нравится с вами беседовать, человек больше 20 лет, технарь по образованию, больше 20 лет занимается детским театром, и у него до сих пор горят глаза, значит, он делает то, что ему нравится. Спасибо вам!
Евгений Суханов: Спасибо, до свидания! Всего доброго!