Для каждого начинающего водителя ритуал пополнения ряда автомобилистов предвещает не только появление возможности с комфортом передвигаться из одной точки в другую, но и наложение вороха обязательств. Ведь ни для кого не секрет, что любое транспортное средство априори являет собой потенциально опасный объект как для самих водителей, так и для пешеходов. И зачастую от профессионализма и концентрации водителя может зависеть не только исправность железного коня, но и жизнь участников дорожного движения. Осуществляя кратковременную поездку из одного района города в другой или отправляясь в длительное путешествие на личном транспорте, любой водитель обязан осознавать ответственность за свою жизнь, безопасность пассажиров и пешеходов. И эти прописные истины понятны и доступны каждому. Садясь за руль автомобиля, мы хотим быть на сто процентов уверены в том, что наши родные и близкие огорожены от опасностей, которые могут приключиться на дороге. Естественно, сажая в салон своего автомобиля пассажиров, мы приковываем максимум внимания к тому, насколько предпринятые меры безопасности помогут нивелировать дополнительные риски для жизни самого ценного «груза» - наших детей.
Стоит отметить, что безопасность детей-пассажиров всегда находилась под пристальным внимание и сотрудников ГАИ. В течение последних лет 5-7 лет в арсенале дорожных стражей порядка находилось право наложить на водителя штраф за несоблюдение правил перевозки детей в авто. Под вполне обоснованные «капризы» законотворцев подстраивались и мировые производители удерживающих устройств, которые предлагали широкий спектр автолюлек, кресел и специальных ремней. Однако в силу ряда причин, объясняемых, как правило, неудобством использования, многие водители продолжали систематически отказываться от автокресел для своих чад и перевозить детей на свой же страх и риск. Автолюбители неустанно продолжали бороться с «некомфортным» правилом детской-перевозки, настаивая на том, что для повзрослевших детей ремня безопасности будет вполне достаточно. Так, спустя семь лет судебных распрей, житель Екатеринбурга выиграл дело, в результате чего Верховный Суд всё-таки сдался и постановил вернуть истцу три тысячи рублей штрафа за перевозку ребенка без использования автокресла. Вместе с тысячными купюрами екатеринбуржцу и всем другим водителям страны вернулась возможность перевозить детей до 12 лет без автокресел. Безусловно, отмена подобной санкции упростит задачу автолюбителям. Но сможет ли гарантировать стопроцентную безопасность? Опираясь на информацию о внесенных в закон коррективах, ведущие программы «Послевкусие» Александра Ретунская и Андрей Привалихин решили обратить внимание аудитории «Большого Радио» на вопрос безопасности детей-пассажиров и поделиться историями из своего жизненного опыта, ярко демонстрирующими пример того, что уровень дорожного воспитания детей в нашей стране требует особого внимания.
В числе первых на связь с ведущими вышел слушатель «Большого Радио», который представился в эфире под ником «Семён Белорус». Мужчина исправно выполняет предписания дорожного устава и держит под контролем обеспечение безопасности своих детей. Для Семёна необходимость пристёгивать детей к заднему сиденью или специальному креслу – это не выполнение «прихоти» ГИБДД-шников, а реальное беспокойство за защищенность близких людей: «Разговаривая с вами, я сижу за рулем авто, в котором помимо меня находится двое моих детей. Один ребенок, которому восемь лет. Пристегнут специальным «треугольником», второй сидит в автокресле. Все мы пристегиваемся ремнями безопасности, даже если сидим сзади». Как уже было сказано ранее, безопасность детей в автомобиле – это обязанность, которая требует внимания родителей и опекунов. Находясь в салоне движущегося авто, дети зависят от водителя. И пренебрежение самыми элементарными правилами безопасности могут закончиться трагично для всех пассажиров. Почему-то многие родители полагают, что если они будут перевозить своих маленьких детей, держа их на руках, то они смогут уберечь их от опасности. Однако никто из нас не застрахован от несчастных случаев, которые могут вызвать шоковую реакцию у пассажиров, в результате чего ребенок может просто выскользнуть из рук. А здесь и до трагичных последствий недалеко. Безусловно, использование удерживающих устройств вызывает большие неудобства, но, может, иногда всё же стоить взять во внимание не только личный комфорт, но и более ценные вещи – здоровья ребенка, например?
В завершении своего высказывания Семен поднял вопрос удобства использования автокресел, ремней и бустеров, подчеркнув, что в плане обеспечения детской дорожной безопасности производителям оборудования еще, конечно, нужно пораскинуть мозгами: «Если отправляешься в путь на дальнее расстояние, то будь заранее готов к тому, что ты не сможешь всю дорогу удерживать ребенка в этом жестком и стесняющим кресле. Однако этот вопрос всё равно остается на совести родителей». Если перечислять минусы детских автокресел, то можно собрать целый ворох деталей, которые вызывают массу негативных отзывов у владельцев авто. Качественное кресло стоит дорого и не подходит для использования в зимнее время, когда на ребенка надета плотная верхняя одежда. Маленький ребенок не сможет самостоятельно пристегнуть себя к креслу, вследствие чего придется каждый раз при выходе из машины совершать эти нехитрые действия взрослым пассажирам. И самый главный недостаток – это несоответствие возраста ребенка и весовой категории, на которую рассчитано кресло. Мало того, что по мере взросления малыша вы должны будете тратить силы и средства на поиск подходящего «трона», так еще и не для каждого ребенка вы сможете найти кресло впору. Такая беда приключилась с сыном знакомых Александра из Никеля, который в свои 11 лет не помещается ни в одно кресло при росте в 170 см! Но опять-таки, эти недостатки не указывают на то, что такими элементарными и, самое главное, доступными средствами безопасности стоит полностью пренебречь. В этом случае рациональным было бы решение подыскать альтернативу. К тому же подходящие варианты уже имеются в продаже. Одним из таких может послужить бескаркасное кресло от известного зарубежного производителя. Оно удобно и практично в использовании, не занимает много места. Однако неизвестно, имеется ли оно в продаже в России, но если уж вопрос максимального комфорта ставится так остро, то, вероятно, есть смысл задуматься о покупке импортных товаров.
Еще один слушатель «Большого Радио», пожелавший остаться инкогнито, сделал акцент на непосредственном участии детей и подростков в дорожном движении в качестве пешеходов и отметил то, что прививка детям первозданных правил родителями также играет большую роль в обеспечении безопасности: «Как водитель не раз замечал, что в Мурманске дети в этом плане более дисциплинированные: они осматриваются по сторонам и только потом перебегают проезжую часть. В Заполярном же детей могут вести в одной колонне, при этом всегда найдутся те, кто будет выбиваться из толпы и лезть под колеса. Возможно, в Мурманске машин больше, поэтому и дети не такие бесстрашные. Но как знать». Безусловно, именно с родительского наказа начинается осознание ребенком того, что дорожное движение начинается даже не с проезжей части, а с порога входной двери. В совсем юном возрасте ребенок еще не в состоянии самостоятельно оценивать ситуацию на дороге и предвидеть опасность: только несколько раз объяснив и показав, мы сможем добиться какого-то результата. Как театр начинается с вешалки, так первозданные жизненные понятия формируются с первых шагов в буквальном смысле этого слова…
Евгений развил тему, заявленную анонимом, и высказал свои возмущения по поводу того, что многие подростки совершенно безалаберно относятся к правилам дорожного движения, как будто надеясь на «авось»: «Мне часто попадаются школьники, которые идут через дорогу в наушниках и натянутых капюшонах так. Как будто вокруг них вообще никого нет. Не смотрят по сторонам, чтобы убедиться в отсутствии приближающихся транспортных средств. Я, конечно, понимаю, что наше современное образование сейчас очень демократично, но нужно не забывать о самых простых правилах и знаниях. Особенно когда это касается жизни». С Евгением невозможно не согласится хотя бы потому, что подобную картину каждый из нас может наблюдать едва ли не каждый день. У детей абсолютно не развито чувство опасности, источником которой может являться любая дорога. Врожденный инстинкт самосохранения, не срабатывая вовремя, может сыграть злую шутку…И тут уже не спасут никакие удерживающие устройства.
Слушатели «Большого Радио» не дали конкретного ответа на вопрос о том, правильным ли было решение отменить в ПДД необходимость перевоза детей до 12 лет в специальных автокреслах. Однако одно было очевидным: нынешние технические средства безопасности не отвечают требованиям самого потребителя, как и требования к знаниям детьми правил безопасности. Работу по дорожному воспитанию необходимо осуществлять в обоих направлениях, дабы возыметь положительный эффект.