Мурманские абитуриенты «боятся большого мира»? [ВИДЕО] - Новости Мурманска и Мурманской области - Большое Радио
Апрель 2017
ПНВТСРЧТПТСБВС
272829303112
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Сегодня в эфире
08:00
Утро с Романом Мурачевым
09:30
Точка Зрения
10:00
Утро с Романом Мурачевым
12:00
Дневной FM
17:30
Три в квадрате
21:00
Вечерний концерт «Исполнение желаний»
23:00
Музыкальный эфир
Точка зрения
12.11, 09:45
Всемирный день борьбы с полиомиелитом. Точка зрения.
21.10, 15:37
В Мурманске пройдет музыкальный фестиваль «Курс на Север». Точка зрения.
Опрос
Как Вы слушаете Большое Радио?
В машине
Через плеер на сайте
Не слушаю, смотрю видеотрансляцию
Другое

Для участия в опросе вам необходимо войти или зарегистрироваться

Мурманские абитуриенты «боятся большого мира»? [ВИДЕО]

14.04.2017, 13:33

Как живет сегодня Мурманский арктический государственный университет? Когда в Апатитах появился его филиал? Есть ли у него своя специфика? Разговор о высшем образовании в программе «Точка зрения» с ответственным секретарем приемной комиссии МАГУ Викторией Пиксендеевой и начальником отдела профориентационной работы апатитского филиала МАГУ Ильей Балымовым. Телефон студии: 45–09–45, ведет программу Андрей Привалихин.

Андрей Привалихин: Доброе утро, все абсолютно правильно, меня зовут Андрей Привалихин, в прямом эфире Большого Радио программа «Точка зрения», говорим мы сегодня о высшем образовании, и у нас в гостях ответственный секретарь приемной комиссии Мурманского арктического государственного университета Виктория Пиксендеева, доброе утро!

Виктория Пиксендеева: Доброе утро!

Андрей Привалихин: И начальник отдела профориентационной работы филиала МАГУ в Апатитах Илья Балымов, Илья, доброе утро!

Илья Балымов: Доброе утро!

Андрей Привалихин: Итак, давайте вот мы с Апатитов все-таки, наверное, начнем. Когда появился филиал и из чего он состоит? Там, насколько я знаю, передали карелы в этот филиал университета?

Илья Балымов: Совершенно верно, Андрей, на самом деле, я могу позволить себе развернутый ответ?

Андрей Привалихин: Пожалуйста, пожалуйста!

Илья Балымов: Потому что этот вопрос, он как бы имеет 2 ответа, каждый из которых в равной степени имеет право на существование. Если так вот формально брать, то филиал МАГУ в городе Апатиты появился в июле этого года, а если говорить об учебном заведении…

Андрей Привалихин: В июле этого года? Июль этого года еще будет только.

Илья Балымов: Прошу прощения, конечно, этого учебного года, в июле 2016 года появился наш филиал, ему нет еще года. Если говорить о филиале МАГУ в городе Апатиты, вообще, наше учебное заведение существует уже более 20 лет, и первоначально оно было создано как Кольский филиал Петрозаводского университета. Вот мы отпраздновали совершеннолетие полное, 21 год, и после этого стали…

Андрей Привалахин: …прекратили существование [смеется].

Илья Балымов: Ну нет, это неверно, мы поменяли вывеску, и, будем говорить так, вышли на новый уровень развития, на новую орбиту. Будучи филиалом Петрозаводского университета, мы являлись одним из наиболее крупных вузов Мурманской области, мы всегда были в тройке лидеров — МГТУ, МГГУ и Кольский филиал ПетрГУ, ну, и по ряду позиций мы, будучи Кольским филиалом ПетрГУ, действительно были уникальны, вот инженерные кадры, юриспруденция — это что называется, «наше всё» было, достаточно много квалифицированных кадров, специалистов выпущено, в общей сложности около 15000 человек выпустил Петрозаводский университет в регион…

Андрей Привалихин: Вы хотите сказать, что вы почти по 1000 человек в год выпускали?

Илья Балымов: Ну да…

Андрей Привалихин: Это очень много.

Илья Балымов: Ну так, я же вот и сказал, что мы входили в тройку лидеров, особенно в девяностые годы, начало двухтысячных — это были огромные потоки, нам ужасно не хватало места, но в последнее время действительно во всем высшем образовании региональном небольшой спад абитуриентов, а до этого было очень много студентов, и сейчас, в статусе филиала МАГУ в городе Апатиты, мы как бы соединяем в себе весь тот багаж и опыт, который накоплен Кольским филиалом ПетрГУ, ну, и естественно, присоединяемся к новым веяниям, которые несет головной вуз — МАГУ.

Андрей Привалихин: А вы что приобрели, а что, может быть, потеряли, из одного филиала став другим филиалом?

Илья Балымов: Это такой, конечно, сложный вопрос. Ну, что потеряли? Название потеряли.

Андрей Привалихин: Ну, это то, что на виду, это я могу разобраться и без вашего…

Илья Балымов: Ну, название, на самом деле, это не так легко — потерять название, потому что действительно, КФ ПетрГУ в центре области, на юге области, это был, наверное, бренд… это было узнаваемо…

Андрей Привалихин: Ну, выйти замуж, поменять фамилию — что может быть проще?

Илья Балымов: Ну, фамилия тоже много значит, ну, действительно, Кольский филиал ПетрГУ — это был некий бренд, а в настоящий момент новый статус — «филиал МАГУ в городе Апатиты», он еще не очень хорошо знаком школьникам, абитуриентам, но мы всячески стараемся доносить мысль о том, что Мурманский арктический университет — это настоящий пионер, первопроходец, вуз с очень большим будущим, и, собственно говоря, это к вопросу о том, что именно мы приобрели: мы приобрели, во-первых, наконец-таки, целостность, потому что в последние годы становилось все более очевидно, что головной вуз, находящийся в другом регионе, это не совсем правильно, не совсем хорошо. Сейчас, наконец, система высшего образования Мурманской области становится целостной, единой, и мы становимся частью этой системы, это самое главное приобретение.

Андрей Привалихин: Виктория, скажите пожалуйста, вот вы в головном, значит, вузе, скажем так. Вам надо доказывать, что МАГУ — это бренд? Потому что для меня бренд — это Мурманский государственный педагогический институт. Вот это бренд! И Мурманское высшее инженерное морское училище имени Ленинского Комсомола — это бренд. А МГГУ, МАГУ, МГТУ — все это какие-то такие безликие аббревиатуры, нет?

Виктория Пиксендеева:  Не совсем правильно, потому что в мире экономических изменений есть такое понятие, очень актуальное, как ребрендинг, так вот, считайте, что МАГУ в новом статусе, и этой некий ребрендинг. Дело в том, что действительно сегодня современный университет, да, это такое ядро образовательное, центр притяжения, да, не только молодых умов, самого лучшего потенциала, но и, конечно же, это, прежде всего, очень интересная научная, образовательная жизнь, студенческая жизнь, потому что самые лучшие годы, конечно, — это годы студенчества, когда еще обо всем, о многом можно мечтать, да, не опасаясь, когда еще есть большие планы на будущее, когда есть возможность себя проявить в каких-то разных направлениях, поэтому для нас все, что происходит сейчас с университетом, действительно рассматривается очень с позитивной точки зрения: и филиальная структура, и включение в систему нашего университета, что тоже является новацией, систему подготовки по программам среднего профессионального образования не только в одном из наших филиалов в городе Кировске, но в этом году мы начинаем реализовывать эти программы еще и на главной площадке — непосредственно в Мурманске, то есть, в Мурманске у нас будет работает свой колледж, колледж Мурманского  арктического государственного университета.

Андрей Привалихин: Вы вот так позитивно настроены, а как же высказывание, что «не дай нам Бог жить в эпоху перемен»?

Илья Балымов: Ну, а продолжение этого высказывания? Перемены —  это же, как сказать, для тех, кто к ним не очень готов, конечно, это кризис и ужас, а для людей, которые достаточно инициативны и… ну… обладают внутренней силой, перемены — это всегда большие возможности.

Андрей Привалихин: А вот скажите: вам надо доказывать абитуриентам и их родителям, что МАГУ — это бренд?

Виктория Пиксендеева:  Я думаю, что да. Я думаю, что нашем абитуриентам, да, потенциальным, их родителям, надо доказывать, скорее всего, не то, что МАГУ — бренд, да, а то, что МАГУ… МАГУ не потерял своей… вот… уникальности, да, идентичности, подготовки квалифицированных специалистов во многих областях, в том числе, и педагогической отрасли, и в связи с изменением статуса, изменяется образовательная политика, у нас увеличивается количество тех программ, по которым мы сейчас обучаем в университете, то есть, доказывать и подтверждать свой статус, я думаю, что вообще, даже нормальному человеку, который считает себя хорошим профессионалом, действительно надо проявлять себя в течение всей своей жизни для того, чтобы о тебе помнили, чтобы тебя заметили.

Андрей Привалихин: Это как в фильме «Доживем до понедельника»: «Мы должны доказывать…». «Кому доказывать?». «Им, ученикам!».

Виктория Пиксендеева: Мы очень любим своих абитуриентов, мы работаем, прежде всего, для них, и на брифинге вчера Андрей Михайлович, наш ректор, заметил правильно, что вуз существует, прежде всего, для студентов, да, и если сам вуз не будет интересен для студентов, то никакими аббревиатурами, новыми названиями, ничем не заманишь, мы не будем привлекательны ни в каком статусе.

Андрей Привалихин: Хорошо, давайте снова «переедем» в Апатиты. Специфика какая-то есть у апатитского филиала, какие направления подготовки там? Потому что глупо, если в Мурманске можно получить специальность, я поеду за 200 км получать ту же специальность.

Виктория Пиксендеева: Предваряя ответ Ильи Леонидовича, хотела уточнить какие-то моменты, связанные с разными направлениями подготовки, когда, в общем-то, это достаточно четко прослеживается, когда апатитский филиал включился в большой комплекс, да, МАГУ, и стал одним из его кампусов, то произошла реорганизация образовательной стратегии. Безусловно, есть уникальные специальности, которые мы реализуем на апатитской площадке, сейчас Илья Леонидович их представит, есть те традиционные направления, которыми была сильна мурманская площадка, и, конечно, мы добавили сюда, расширили спектр образовательных программ.

 Илья Балымов: Да. Спасибо, Виктория Геннадьевна! Как раз понятие «образовательная программа», здесь, наверное, вернее говорить об образовательных программах, а не о направлениях подготовки: мы с головным вузом реализуем некоторые направления подготовки, «социальная работа», «социология» — направление подготовки звучит одинаково, но образовательная программа там разная. Наиболее интересной сегодня является экономика, и в Мурманском арктическом государственном университете в Мурманске есть экономика, и в Апатитах, но в Апатитах образовательная программа — «бухгалтерский учет», а в Мурманске это «финансы и кредит», и это две совершенно разные программы в рамках одного направления подготовки. Если говорить традиционной нашей специфике, то это, конечно, инженерно-технические кадры, мы выпускаем специалистов по горному делу, ни в одном вузе Мурманской области таких специалистов не выпускают, мы реализуем ряд других инженерно-технических программ, которых нет ни в МГТУ, ни где-то еще. В частности, это электроэнергетика с профилем «высоковольтная электроэнергетика», теплофизика, это геология с профилем «геофизика». В МГТУ тоже есть геология, но там немного иной профиль. Пожалуй, это наше ядро, уникальность, если говорить об образовательных программах. Есть еще один момент, о котором я не могу не сказать, это то, что в Апатитах находится большая часть института Кольского научного центра. Мы как-то пытались подвести статистику и пришли к выводу, что около 70% ППС (профессорско-преподавательского состава) нашего филиала в то же время являются сотрудником института КНЦ РАН, согласитесь, это очень интересный показатель, и эти институты обслуживают практические нужды промышленности нашего Кольского региона. Естественно, что студенты вовлекаются в процесс научных изысканий, исследований, получают прямо вот из кузни, с пылу, с жару, свежее, свежачок такой, научное знание, и в дальнейшем очень многие студенты трудоустраиваются в институты профильные Кольского научного центра.

Андрей Привалихин: Вы сказали, что вы появились, в смысле, поменяли вывеску и стали филиалом МАГУ только летом прошлого года, стало быть, вот сейчас у вас первый полноценный год для того, чтобы осуществить набор студентов, и как это идет? Рассказывайте!

Илья Балымов: Набор студентов мы еще не осуществляем, мы только готовимся к нему, на заочную форму начался набор, но, март-апрель-май — это не тот период, когда очень много заявлений, статистика прошлых лет показывает…

Андрей Привалихин: Так вы сейчас должны бегать по городу и кричать: «Ребята, вот, никуда ехать не надо, поступайте, вот он — апатитский филиал МАГУ!». Не успеете повернуться, уже вот июнь, получили аттестаты и…

Илья Балымов: Бегать — это не совсем солидно, но постепенно прохаживаемся, информируем выпускников, проводим традиционную работу, только стараемся немножко усилить, посещаем школы, взаимодействуем в интернет-пространстве и с выпускниками школ будущими, и с их родителями, мы обязательно посещаем родительские собрания, мы проводим достаточно много профориентационных мероприятий. Если в дальнейшем будет возможность, рассказал бы о планах профориентационной работы на остаток года, они действительно интересны, мы и форум для обучающихся проводим на базе «Лапландии» традиционно, мы и проводим сейчас конкурс мультимедийных презентаций, также областной дистанционный, мы проводим традиционную, которая нам досталась из Кольского филиала ПетрГУ, научно-практическую конференцию, в которой очень активно участвуют школьники, ну и так далее, короче говоря, мы, естественно, на месте не сидим, и вот весь этот опыт профориентационной работы, который накоплен в Кольском филиале ПетрГУ, мы, конечно, его реализуем.

Андрей Привалихин: Я люблю задавать глупые вопросы. Вот скажите, в вашей работы, главное: вы кого должны убедить поступать в филиал апатитский, либо же в головной, родителей, или абитуриентов?

Виктория Пиксендеева: Я все равно думаю, что мы должны… должны убедить, прежде всего, абитуриентов, очень редко, но все равно бывают такие случаи, когда мнение родителей и мнение абитуриентов не совпадают по каким-то вопросам, очень трудная ситуация возникает, и она у нас была перед глазами не раз, но, тем не менее, мнение ребят сейчас, за годы работы в приемной кампании, можно сказать, что абитуриенты выросли, повзрослели, если вот еще три года назад было очень модно использовать при поступлении в вуз, сдавать в школе 3 ЕГЭ — это русский язык, это обществознание и математика, тогда это еще не была профильная, а было просто без уровня, и потом ребята высказывали, приходя в приемную комиссию, так скажем: «Мы хотим поступить туда, где вот этот подходит нам набор ЕГЭ», то вот буквально за 3–4 года ситуация меняется в лучшую сторону, здесь и профориентационная работа вузов и школы, и, наверное, общая какая-то ситуация в мире и в стране меняется, и в регионе меняется. Когда уже сам выпускник участвует даже в течение года в наших мероприятий в Мурманске, в Апатитах и Кировске, и потом уже когда приходит с документами в приемную комиссию, уже более-менее определяет свою позицию, свой выбор, аргументируя теми или иными критериями. Да, не всегда это разумные с точки зрения взрослого человека, там выбор, потому что друзья здесь остались, потому что дом здесь рядом, вот в последнее время звучит это. Очень важный аргумент: «Не хотим уезжать, потому что боимся большого мира», кто-то не боится, тоже есть на это разные причины,  тут, наоборот, очень большой интерес сейчас к педагогическим снова возвращается, этот интерес в педагогике, причем ребята приходят очень интересные в профессию, которые могут действительно реализовать себя и стать хорошими профессионалами, кто-то выбирает инженерную специальность, и говорит: «Я хочу, это мое призвание», поэтому задача большого университета — не только понять вывеску, но и предложить те образовательные программы, направления, интересные широкому выбору ребят, чтобы было и то, и другое, и чисто классические направления, академические направления университетские, и прикладные направления, которые дают возможность проявить  себя. Я думаю, что всё-таки мы должны опираться, безусловно, на мотивировку абитуриента, чтобы было ему интересно учиться, познавательно учиться, и потом самое главное, у него были амбиции найти себя в этом мире.

Илья Балымов: Я тоже хотел высказать здесь некоторые мнения, мы совсем недавно проводили опрос, социологический опрос первокурсников, и один из вопросов, это всегда такая проблема, на кого влиять, кого убеждать, до кого доносить информацию, каким образом это делать — мы проводили опрос, спрашивали, в частности, у наших студентов-первокурсников: «Как вы приняли решение поступать в вуз, насколько на вас влияли родители?», получается, что около 60–70% утверждают, что это было совместное решение, около 10%,есть вот эта вот страшная категория, которая загнана в вуз родителями, они пишут, что решение было принято родителями без учета их мнения. Ну, и еще примерно такая же небольшая часть, 15–20%, утверждает, что это было сугубо их личное решение. Вообще, конечно, мы, наверное, должны продумывать разные, поскольку у школьников одна психология, у родителей другая совсем другая психология, мы должны, естественно, продумать разные варианты взаимодействия со школьниками и с родителями, для родителей одну информацию доносить,  до школьников — другую. Фактически это решение судьбы человека, когда он делает выбор профессии.

Андрей Привалихин: А из 100% принятых на первый курс, сколько бюджетников и сколько платников в процентном отношении? Сколько бюджетных мест, а сколько на платной основе?

Илья Балымов: Что касается филиала, то, естественно, большая часть — это бюджетники, почти по всем направлениям подготовки. В набор 2016 года у нас не было бюджетных мест на такое направление подготовки, как «Государственное муниципальное управление», тем не менее, мы набрали группу, это чистое платные студенты, есть такие направления подготовки, которые очень актуальны и востребованы, такая группа может состоять и целиком из платных студентов, либо это может быть больше платных, чем бюджетных.

Виктория Пиксендеева: В головном вузе определяющая ситуация — это бюджет, вообще структура приема, которая формируется еще в октябре, предполагает определение бюджетных мест, на этот год в нашем университете (с учетом филиала) выделено 519 бюджетных мест, это достаточно больше количество, естественно, 90% от этой суммы — это бюджетные места для подготовки первого уровня (бакалавриат), для выпускников школ, для выпускников колледжей, и около 100–150 мест — это для подготовки по программам магистратуры. Так же определяется примерное количество внебюджетных мест, если говорить о соотношении приема, то в головной организации 90%, может быть, 95%, это, безусловно, бюджетные места, за исключением тех групп, о которых Илья сказал, где прием объявлен только на договорной основе, и, конечно, 10% — это внебюджетные студенты, но мы не делаем разделения между теми, кто поступил на платной основе, кто поступил на бюджетную основу, ребята обучаются все в одних группах, они только знают, единственное, хочу сказать, что обучение по заочной форме — как в Мурманске, так и в апатитском филиале — оно все проходит на платной основе. В этом есть своя логика, потому что, в основном, приходят ребята, которые уже имеют и стаж работы, которые сами могут оплатить учебу. В этом году, к сожалению, ситуация с платными местами, она тоже очень лимитирована, потому что произошло увеличение стоимости обучения, и по некоторым направлениям это увеличение прошло разы. К сожалению, политику определяем не мы, правила игры устанавливает Министерство образования, поэтому мы также предупреждаем, что в этом году конкурсная ситуация возможна и на внебюджетные места.

Андрей Привалихин: Получается, что все равно, волей-неволей, надо ориентироваться не просто на мнение родителей, но и еще на их кошелек. Вы предлагаете качественное высшее образование, но вы не гарантируете трудоустройства, поскольку нас нет системы распределения, вот как-то взаимодействует с предприятиями? Там же предприятий полным-полно у вас.

Илья Балымов: Мы, собственно, и создавались, в первую очередь, как площадка для подготовки кадров для предприятий горнодобывающей промышленности, естественное, мы взаимодействуем с предприятиями, и по некоторым направлениям подготовки и специальностям мы традиционно работаем очень успешно, предположим, сейчас выпускные курсы по специальности горного дела, там три специализации, я не знаю, 90% процентов точно трудоустроены, часть из этих ребят, обучаясь, еще работают на АО «Апатит», а часть работает в академии, и по другим направлениям подготовки, особенно это касается технических направлений подготовки, ситуация очень схожая, мы планируем развивать это взаимодействие, сейчас мы работаем над программой, которая называется «Шаг в карьеру», суть этой программы заключается в том, что мы еще на этапе абитуриентов с абитуриентами будем заключать своего рода договоренности о том, что он включается в эту программу, и на первом курсе как бы сводить предприятие, которое заинтересованы в наших выпускниках, и конкретного студента, и на протяжении всего времени обучения предприятие будет курировать этого студента, и в дальнейшем гарантирует ему трудоустройство. Конечно, это не для всех, это нужно будет заслужить.

Андрей Привалихин: Спасибо вам большое! Я напомню, что сегодня в программе «Точки зрения» в прямом эфире Большого Радио были ответственный секретарь приемной комиссии мурманского арктического государственного университета Виктория Пиксендеева и начальник отдела профориентационной работы филиала МАГУ в Апатитах Илья Балымов. Спасибо за участие в программе, до свидания, услышимся на Большом радио! 

Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

FM-вещание
Мурманск
Кола
Мурмаши
Североморск
Полярный
Снежногорск
Гаджиево
Верхнетуломский
Заполярный
Никель
Спутник
Печенга
Луостари
Киркенес
Вадсё
Вардё
Мончегорск
Оленегорск
Три в квадрате
31.10, 12:35
Информационный проект «Три в квадрате». 23.10.2024
23.10, 12:00
Информационный проект «Три в квадрате». 22.10.2024
23.10, 10:05
Информационный проект «Три в квадрате». 21.10.2024
21.10, 14:45
Информационный проект «Три в квадрате». 18.10.2024
21.10, 11:35
Информационный проект «Три в квадрате». 17.10.2024