Протестные выступления и оппозиционные марши в России начинают набирать новые обороты. Едва средства массовой информации отпустили в свободное плавание громкие заголовки о шествиях на Болотной площади в 2012 году, как страну захлестнула очередная волна акций протеста, который вновь вызвали широкий общественный резонанс. В 2015 году жители столицы должны были выйти на улицы Москвы с антивоенными и социально-экономическими лозунгами в антикризисном марше «Весна». Однако путь протестующим гражданам оказался перекрыт «четырьмя выстрелами в спину политика и одного из организаторов Бориса Немцова». После временного затишья десятки тысяч россиян объединила всероссийская акция протеста против коррупции, которая предполагала едва ли не снятие с поста Дмитрия Медведева.
Пять лет назад оппозиция потерпела фиаско, но теперь у Алексея Навального и его свиты в конце тоннеля ясно забрезжил свет грандиозного «дворцового переворота». Однако их планам в очередной раз не суждено было сбыться: в Петербурге акция завершилась после тридцати задержанных, в столице – после нескольких сотен. Печальный опыт минувшего десятилетия четко обозначил для Кремля верную тактику подавления крупных протестов – задержание лидеров, силовые методы и т.д.
Таким образом, со временем правительство научилось бороться с масштабными выступлениями, которые в последнее время начали изрядно походить на «студенческие бунты», воспевающие права и свободы их лидеров, но никак не участников. И в этом действии властей есть свой резон: как правило, цели и назначение подобных маршей звучат достаточно обобщенно и не прописывают конкретику. А значит, подчас вводят потенциальных участников в сладкое заблуждение о том, что при другом правителе трава у нас явно зазеленеет. Но вот совсем иначе обстоят дела с небольшими протестными собраниями, инициаторами которых зачастую становятся сами граждане, уличившие политику государства в социальном несовершенстве. Не так давно, железнодорожники в Кандалакше объявили голодовку в знак протеста против руководства предприятия, которое не выплачивает заработные платы, изымает премии и т.д. Из подобных фрагментарных всплесков и складывается настоящая оппозиционная сила, которая никак не может вступить в диалог с властью. И напротив, находит в ней не поддержку, а некого публичного судью. Аналогичный случай, казалось бы, «типичного отношения российской власти к своим оппонентам» решили рассмотреть в прямом эфире программы «Послевкусие» ее ведущие Александра Ретунская и Андрей Привалихин.
«Изо дня в день поводом к разговору в эфире становится очередной иск в суд», - отметили Александра Ретунская перед тем, как озвучить тему программы. В Ростовской области шахтёры многострадальной угледобывающей компании «Кингкоул» подали в суд на директора ВЦИОМ Валерия Фёдорова за неуместное выражение, произнесенное в эфире телеканала «Дождь». Фёдоров прокомментировал словам известного телеведущего Владимира Соловьева о том, что протестующие граждане входит в «2 % дерьма». Директор ВЦИОМ также добавил, что «такого, извините, дерьма, гораздо больше». И увеличил эту цифру почти в восемь раз. По мнению шахтёров, высказывание фёдорова является публичным оскорблением социальной группы, которая стремится к справедливости и изменению политического устройства России. Слушатели Большого Радио в течение часа делились мнением на данную тему и определяли целесообразность и последствия судебного иска. Постепенно круг рассматриваемого вопроса вышел за свои границы, и в центр дискуссии встала тема исконно русских черт менталитета, которые отличают нас от других национальностей. Ведь как бы там ни было¸ стремление к публичному протесту и громкому отстаиванию своих прав конкретно в нашей стране приняло искаженные формы. Точно так же, как и отношение к своему народу, которое, как видно из заявлений Соловьёва и Фёдорова, не снискали большого одобрения.
Изначально тема обсуждения не вызвала широкого резонанса среди слушателей Большого Радио, однако, завсегдатаи «Послевкусия» решили не оставаться в стороне. Так, в числе первых на связь с ведущими вышел Эдуард, который не согласился с категоричностью слов, вызвавших судебные тяжбы, но подтвердил, что «Россия идет другим, не самым правильным путем», и часть общества до сих пор продолжает «выкрикивать с места, не поднимая руки». Оно как будто застыло на одном из этапов взросления: «Мы всё врем придерживаемся какого-другого направления. Что-то из разряда «ноу хау». Надо, чтобы оставшиеся 85% сами заклевали друг друга. И это произойдет, даже не придется прикладывать рук. Честно говоря, я наблюдал за ситуацией в стране с 1991 по 2011 годы и наивно полагал, что общество развивается. Но всё оказалось иначе».
Как известно, критика – это не только сильный рычаг давления, но и суждение, которое может быть составлено в отношении любого явления, действия и т.д. Критиковать действия эти несчастных процентов населения, которые были безжалостно отнесены в разряд «дерьма», можно сколько угодно. Но прежде чем делать громкие заявления, необходимо посмотреть на ситуацию изнутри. Как уже было сказано, в современной России протесты и митинги уже являются чуть ли не новомодным трендом. Попробовав однажды, общество пришло к выводу, что этот способ отстаивания своих прав может хотя бы частично обратить на себя внимание властей. Пусть глобального смещения акцентов не произойдет, но громкий гул поднят будет. Конечно, это весьма варварские методы, которым нас научила великая и могучая российская оппозиция. Но ведь, как говорится, «мы тоже не дураки». Если отдельные социальные и профессиональные группы в нашей стране сами возводят баррикады и требуют элементарного соблюдения правил трудового договора, то явно в политическом устройстве государства что-то пошатнулось и накренилось. Вслед за государственной властью пошел разлад в муниципалитетах, а там и до мелких предприятий не далеко. Вполне вероятно, что ростовские шахтёры несколько перестарались со своими протестами, и их иск шит белыми нитками – прямого оскорбления в сторону шахтеров не поступило. Но оставлять это дело без огласки и разрешения нельзя. Ведь «бессмысленный и беспощадный русский бунт» рос как снежный ком из маленьких волнений.
Конечно, в судебном деле шахтёры могут поиграть за неимением веских аргументов. Но не особо выигрышная позиция и у потенциального обвиняемого. В рамках политического суждения, высказывание Фёдорова подпадает под свободу слова, но в то же время, является нарушением кодекса этики неполитического лица. Привлечь к ответственности за это нельзя. Однако подводные камни кодексов РФ мне, неискушенному лицу, известным мало. Но известно одно точно – за подобные высказывания нужно выбирать справедливую меру наказания, которая чтила бы достоинство и честь человека. Массы людей. Раньше существовало в УК РФ статья, наказывающая за публичное оскорбление личности, но почему-то утратила силу.
По мнению слушателя Вадима, подобные массовые треволнения могут привести к революции, «а этого мы уже не переживём». Также Вадим убежден, что «просто так ничего не происходит. Для любого митинга нужно разрешение. И если кто-то в этом отказывает, значит, публичные протесты будут ту же пресечены». Конечно, многое остается за кадром и не доходит до нас. Возможно, шахтёрское дело с высокопарными изречениями и судебными исками против весьма влиятельных людей «кому-нибудь нужно» свыше. Но несчастный «Кинкгоул» натерпелся боли и унижения и без политических игр, а с этой целью сильные мира сего могли зацепиться за любой аналогичный случай.
Ближе к середине передачи разговор плавно перетек в русло общепринятых моральных ценностей и посылов, которыми руководствуются наши соотечественники. Безграничное и подчас нахальное поведение оппозиционеров, едкие и грубые оскорбления общественных деятелей не красят наше общество. К тому же, по логике Соловьёва и Фёдорова оставшиеся 85-98% населения – это партийные люди, так называемое «недерьмо», которую всей душой более за Родину. Но неужели истинный патриотизм присущ только лицам, состоящим в партии? И в чем тогда заключается настоящее качество Души русского человека? В чём его Русскость? На эти и многие другие вопросы слушатели «Послевкусия охотно подобрали ответы.
«Мы тем и отличаемся от западников, что сами спасаем свои души. Это наш путь духовного развития, который берет начало в глубокой истории, и свернуть с него мы уже не сможем. Конечно, сейчас центр православия сместился, и мы можем говорить об излишней патриархальности, канонах. Но в то же время, мы всегда можем уехать на Запади начать жить по-другому», - подчеркнула Наталья Борисовна из Мурманска, которая видит русскость человека в его православной самобытности. Возможно, что многие устои в нас заложены религией, но в современном мире, пустившем корне и в нашей стране, каждый сам волен выбирать свой путь и свой образ жизни.
Вадим, который уже выходил сегодня в прямой эфир, отметил, что «русскость – это правда, часть расшифровки того самого православия, которым мы живем. Мы также должны себя уважать и не позволят другим рассуждать о том, что наша страна не заслуживает того, чтобы ее ценили». А вот у Михаила с термином «русскость» ассоциируется другие, более негативные черты характера русского человека: «Русскость – это глубокая бестолковость. Посмотрите, что творится вокруг. В 90-х годах русских людей гнали, как крыс, из всех соседних стран. Прошло время, и выяснилось, что жители Казахстана, Узбекистана и так далее – это наши лучшие друзья. Мол, у них есть права, их нельзя обижать. И так во всем». Также Михаил провел параллели с дело ростовских шахтёров, подчеркнув, что пресекать этот конфликт нужно было на корню, при первых волнениях, а не ждать, пока прольется последняя капля терпения и в ход пойдут кардинальные меры.
Пожалуй, самое верное определение «русскости» изложил философ Н.А. Бердяев, отметив, что одномерного описания русского духа не может быть, потому что он сплошь состоит из противоречий. Русскость – это «деспотизм, гипертрофия государства и анархизм, вольность; жестокость, склонность к насилию и доброта, человечность, мягкость; обрядоверие и искание правды…» Душа русского человека многогранна и многолика, как и наше необъятное государство, соединившее в себе разные культуры, национальности, религии и т.д. Но есть аксиомы, которые применимы ко всему – свобода слова должна входить в границы этикета, а свобода действия – в границы трезвого ума и сознательности. Хотелось бы от всей Русской Души пожелать Фёдорову и Соловьёву взять свои слова обратно, шахтёрам – отозвать иск в суд, а муниципальной власти – разобраться с неразберихой на «Кинкгоуле». Но то ли ещё будет…Конечно, в хорошем смысле.
Напомним, программа «Послевкусие» выходит ежедневно по будням с 18:00 до 19:00, в прямом эфире «Большого Радио».