Современному человеку, спрятанному в углы урбанистической панорамы, предоставлены все условия для успешного саморазвития, подъема вверх по карьерной лестнице, воплощения свежих идей и реализации своего внутреннего потенциала. Но в то же время наша зона комфорта общего пользования представляет собой одновременно и зону риску, в которой каждый человек беззащитен и уязвим. Наш искусственно созданный мир усложняется с каждым днем: стремительное развитие технологий, интенсивный темп жизни и нескончаемый поток информации – все это планомерно накрывает нас шестибалльной волной, негативно сказываясь на общем психическом благосостоянии. Время от времени каждый из нас начинает остро нуждаться в чудодейственных средствах, которые позволят сбросить напряжение и хотя бы немного отвлечься от негативных мыслей. Не долго думая, масс-медиа решили воспользоваться опытом предыдущих поколений и создали юмористические программы на ТВ – дэ факто, самый простой и эффективный способ пробудить народ от рутинного комотаза, вместе посмеяться над животрепещущими темами и несколько иначе взглянуть на суетную и «немытую Россию».
Но наш великий и могучий русский юмор имеет и многолетнюю историю, которая претерпевала изменения вместе с обществом. Когда социум задорно (под стать фамилии известного юмориста 90-х – нулевых) перескакивал от сталинской эпохи к хрущевской оттепели и так далее, вместе с ним менялась и политическая тональность юмора, которую так легко подхватывали и воплощали мастодонты юмористической сцены. Аркадий Райкин, Михаил Жванецкий, Михаил Задорнов, Фаина Раневская – этими поистине великими именами воспитаны родители молодого поколения, которое пусть и перешагнуло в капиталистическое сообщество, но сохранило живой интерес к качественному и смышленому юмору на актуальные политико-социальные темы. В эпоху отчасти вульгарных комиксов и конвейрных стэндаперов информационное российское пространство все чаще задается вопросом: в каком юморе нуждается современный зритель и слушатель? Являются ли современные комики привилегированными особами, которые могут в лучших традициях свободы слова высмеивать как политический режим, идеологию, уклад жизни, так и фривольное поведение соседа из 32-й квартиры? Ведущие программы «Послевкусие» Александра Ретунская и Андрей Привалихин обратились с слушателям Большого Радио с аналогичным вопросом и попытались выяснить, какие юмористические передачи с удовольствием смотрят северяне? Чьи шутки явно выбиваются из общего числа своей ненавязчивостью и остротой? Об этом и многом другом в эфире «Послевкусия».
Сразу же после объявления темы эфира на связь с ведущими вышла Елена, которая подчеркнула, что политический юмор, как таковой, в нашей стране отсутствует. По мнению Елены, нынешние юмористы с огромным разрывом в счёте проигрывают старожилам сольных концертов времён Советской эпохи: «Сейчас я бы с удовольствием посмотрела выступление Михаила Задорнова. Да вообще, многих советских юмористов. На днях переключала каналы на ТВ и наткнулась на Аркадия Райкина. Пришла к выводу, что даже в Советское время позволялось шутить на тему политики более откровенно. А в целом я считаю, что Комеди Клаб, эту модную пошлятину, могут смотреть только ненормальные люди». Точка зрения Елены еще не раз нашла свое выражение в эфире устами других слушателей, однако, огульно обвинять современные юмористические передачи в жанровой несостоятельности было бы несколько неправильно. На самом деле, за прошедшие 10 лет российское телевидение заполонили многочисленные развлекательные программы, ориентированные на выпуск продукта достаточно низкого качества. По правде говоря, многострадальный «Комеди Клаб», относится к числу поверхностных юмористических программ, основной контент которых построен вокруг типизированных «шуток ниже пояса». Но здесь стоит учесть тот факт, что такое засилье незамысловатыми развлекательными шоу естественно для общества, которое ориентировано на массовость. Любая юмористическая передача создает ощущение легкости и непринужденности, удовлетворяет нашу потребность в интеллектуальной разгрузке и ощущении праздника. Однако гедонистические потребности современного человека настолько примитизировались, что «шутки ниже пояса» стали таким востребованным продуктам. В данном случае претензии необходимо предъявлять не создателям шоу, а его зрителям. Уровень культуры и грамотности в нашей стране медленно, но верно катится вниз. И конкретно здесь этот показатель создают не учащиеся высших учебных заведений, а подавляющее большинство кухонных аналитиков, решивших в свое время миновать трату четырех, а то и больше лет на образование. Так называемый корень зла зарыт в нас, потребителях медиа-контента. Мы порождаем спрос на некачественный продукт и получаем его. Искаженная рыночная система на бирже людских желаний должна быть тщательно пересмотрена. В ином случае нам грозит полное моральное оскудение, граничащее с деградацией.
«Раньше над нами шутил Аркадий Райкин, Сейчас его место занял Михаил Жванецкий, хотя он и мало появляется на экранах. Приходится вспоминать старое, потому что современную Россию поглотила телевизионная мерзость», - подтвердил слова Елены Георгий, который также решил отдельное внимание уделить личностям, которых можно без тени сомнения назвать лучшими эстрадными юмористическими исполнителями Страны Советов. За именами Райкина, Жванецкого, Никулина, Филатова и других кроются ярчайшие образцы юмористического гения. Сатира А. Райкина обличала и наказывала взяточников, халтурщиков, равнодушных обывателей. Бесчисленные персонажи, созданные Аркадием Райкиным на сцене, не просто говорили устами автора, они тонко и метко подчеркивали недостатки политической системы через призму искрометного юмора. Поразительно то, как в сущности одного артиста органично совмещались, казалось бы, совершенно полярные образы. В годы Великой Отечественной войны Аркадий Райкин до самого последнего вражеского вздоха давал представления и спектакли на фронтах, выезжая со своим театром эстрады, который затем временно стал местом отдыха ленинградцев после тяжелых испытаний блокады. Пожалуй, именно за такими людьми могло закрепиться аргументированное право поднимать самые острые и волнующие темы в любых сферах жизни общества.
«Хочу отметить развлекательные программы «Одна за всех» и «Однажды в России». В последней есть некоторые моменты, которые не особо нравятся. В целом, смотрю все юмористические нарезки и шоу, так как сам люблю подкалывать людей», - отметил Андрей, который предпочитает более оптимистично смотреть на вещи и по достоинству оценивать каждый продукт, который нам любезно продает информационное пространство.
«Говорили, что с Запада калька снята, та и есть. Когда наши юмористы начинают шутить, они выбирают одно направление и не сходят с него. Это неправильно. Раньше у артистов не было однообразия, потому что они не писали об одном и том же. Да и к тому же кто будет сочинять анекдот про того же Жириновского, если он сам как комик. Это не переиграть. Нет людей, о которых можно шутить. И не тех, кто про них пошутит», - высказала свое мнение постоянная слушательница Галина, которая отметила, что нынешняя российская юмористическая эстрада утратила свое разнообразие, а также самих артистов и их адресатов.
В течение часа в студию «Послевкусия» поступило более десятка звонков от слушателей, которые сошлись во мнении о том, что юмористическая сцена в России едва ли не терпит бедствие, предоставляя аудитории продукт низшего сорта. А это значит, что среди современных артистов нет так называемых резонеров политического режима. Но как бы там ни было, не стоит забывать о том, что сам по себе юмор – это самое действенное лекарство, которое дает ощущение жизненного тонуса, личной полноценности и бодрости духа. Если смех не могут создать люди по ту сторону экрана, то нам с вами сейчас ничего не остается, кроме как создать его самим.
Напомним, программа «Послевкусие» выходит ежедневно по будням с 18:00 до 19:00, в прямом эфире «Большого Радио».