Интенсивный темп современной жизни диктует нам принципы оптимального подхода к организации своего времени, которого зачастую катастрофически не хватает на решение повседневных задач. Современный человек вынужден непрерывно перемещаться в рамках замкнутого круга нескончаемых дел, выполнение которых требует мобильности и оперативности. Даже, казалось бы, ежедневный моцион, состоящий из поездок в детский сад, школу, на работу и в продуктовый супермаркет, отнимает огромное количество драгоценного времени, которого уже не хватает на отдых или активный досуг. Динамичный ритм жизни обязывает горожан искать результативные методы решения вопроса быстрого передвижения из одного пункта назначения в другой.
С головой окунувшись в круговорот событий, человек был вынужден выйти на первой остановке общественного транспорта и пересесть на свой личный автомобиль. Первый «четырехколесный» друг, более ста лет назад сошедший с конвейера, произвел фурор среди неискушенных обывателей и стал новой вехой на пути научно-технического развития человечества. В XXI веке известное высказывание Остапа Бендера нашло свое безоговорочное подтверждение: отныне автомобиль это, действительно, не роскошь, а средство передвижение – мобильное, комфортное и способное дать человеку возможность увеличить скорость передвижения, успеть к назначенному часу и сохранить время. С течением времени требования человека к авто производителю возросли и трансформировали передвижной агрегат на четырех колесах не только в незаменимый атрибут его владельца, но в элемент персонального имиджа.
Однако помимо непереоценимых достоинств автомобиль наделен множеством недостатков, которые преимущественно создаются руками новоиспеченного водителя, севшего за руль транспортного средства. Выхлопные газы автомобиля, работающего на топливе, наносят весомый урон окружающей среде. Однако не менее ощутимые беды создают друг для друга и сами участники дорожного движения, управляющие данным транспортным средством. Так называемая автомобилемания по праву занимает почетное место среди «морских» болезней современности. В погоне за статусом и максимальным комфортом жители нашей страны приобретают автомобили и выезжают на проезжие части, невзирая не только на отсутствие опыта вождения, но порой и на законодательство, запрещающее садиться за руль лицам, не имеющим водительского удостоверения. По данным статистики, за последние годы процент аварий с участием водителей автотранспорта практически не уходил на понижение. За один год в мире погибает около 1 миллиона человек в результате ДТП. Самая распространенная причина страшных аварий на дороге – это нарушение правил дорожного движения.
Многочисленные слушатели программы «Послевкусие» не единожды вспоминали страшную аварию, которая произошла на трассе «Кола» 15 сентября: в трагическом ДТП приняли участие несколько легковых автомобилей и военный кортеж. Не справившись с управлением, водитель Chevrolet Lanos врезался в Volkswagen Caravelle, после чего автомобиль выбросило в сторону Volkswagen Tiguan. Ведущие программы Александра Ретунская и Андрей Привалихин решили еще раз обсудить в прямом эфире свод правил на дорогах и определить, какие методы было бы правомерно применять в отношении злостных нарушителей ПДД.
Дополнительным поводом к разговору на данную тему стало известие о том, что Правительство России одобрило создание системы «Народный инспектор», благодаря которой граждане смогут фиксировать нарушения правил дорожного движения на мобильные устойства и с помощью мобильного приложения отправлять информацию в ГИБДД для дальнейшего рассмотрения. В соответствии с законопроектом, гражданин, желающий зафиксировать нарушения ПДД, должен будет зарегистрироваться на портале госуслуг и установить «Народного инспектора» на свой смартфон. При этом приложение ограничит доступ к редакции видео и определит точные координаты места и время нарушения.
Первым на связь с ведущими вышел завсегдатай эфиров «Послевкусия» Игорь, который поддержал идею создания мобильного приложения, которое отчасти может стать действенным методом самоцензуры: «С появлением «Народного инспектора» мы получим возможность позвонить в ГИБДД, сбросить правоохранителям информацию, приложить к сообщению фото. Если будет существовать такая упрощенная схема, то это снизит процентность нарушений ПДД. Очевидец будет отправлять наблюдение – в структурах его будут получать».
Игорь справедливо отметил плюсы нового мобильного приложения, однако, продолжать этот список не стал. Быть может, череда достоинств «нашего внутреннего инспектора», на самом деле, оканчивается? При первом взгляде на интерактивный проект возникает ряд вопросов, которые вызывают сомнения в нужности и эффективности приложения. Во-первых, регистрация в «Народном инспекторе» предполагает множество операций, что уже крайне неудобно и долго. Прежде чем зафиксировать ПДД, очевидец должен будет создать личный профиль на официальном сайте Госуслуг, затем скачать приложения и онлайн-маркета, после чего у него появится доступ к пакету опций «Народного эксперта». Совершив несколько несложных, но достаточно продолжительных операций, пользователь сможет собрать доказательства вины нарушителя. И снова с небольшой оговоркой: для работы приложение должно быть синхронизировано с сетью Интернет, что очень неудобно для тех пользователей, у которых пакет мобильного Интернета ограниченный и дорогой.
Кроме того, на использование мобильного устройства во время движения автомобиля наложен запрет, который прописан в Административном кодексе. В ответ на попытку очевидца собрать доказательную базу на нарушителя может последовать аналогичная фиксация нарушения за использование телефона. Также стоит отметить, что на обработку и отправку видеофайла в ГАИ уйдет время, которое изначально было рассчитано на поездку до пункта назначения. Чтобы не опоздать на работу или в детский сад за ребенком, пользователю придется повременить с осведомлением ГАИ. Так что сообщение о нарушении было бы гораздо проще составить в спокойной обстановке дома, загрузив файл с видеорегистратора на компьютер и отправив в структуры онлайн-письмо.
Но на этом графа с минусами не заканчивается. Особое внимание необходимо уделить тому факту, что пользователь «Народного инспектора» сможет фиксировать только те нарушения, которые вошли в поправки КоАП: нарушение правил проезда перекрестков нарушения правил движения через железнодорожные пути, проезд на запрещающий сигнал светофора или на запрещающий жест регулировщика, непредоставление преимущества в движении пешеходам или иным участникам дорожного движения, несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой, маневрирования и расположения транспортного средства на проезжей части дороги. В этот список, как видно, не входит езда по обочине и тротуару, которая создает трудности для передвижения пешеходов. И как показывает практика, движение автомобиля по правой стороне задерживает движение автомобилей, стоящих сзади.
Помимо этого, в свежем законопроекте вновь страдает презумпция невиновности. Видеофайлы с нарушением, присланные через «Народного инспектора», будут проверяться сотрудниками ГАИ. В случае наличия «достаточных данных, указывающих на событие административного правонарушения», нарушители будут привлекаться к ответственности с выплатой штрафа. Как говорится, автоматически. А будет ли у обвиняемого возможность доказать свою невиновность? Вопрос.
Постоянная слушательница Большого Радио Елена убеждена, что поправки в законопроекта были сделаны «для отвода глаз»: «Я прекрасно понимаю ту систему, в которой мы живем. Я хочу жить в государстве, которое распространяет свой закон на всех, а не выборочно. Если получают одни, то должны получать и другие».
Александр из Никеля поделился опытом из жизни и рассказал о судебных разбирательствах, в которых он уже полтора года пытается одержать победу: «Все знают, что мы с моим товарищем уже два года судимся. В деле я являюсь защитником, у судьи есть реальные фотографии и записи с видеорегистратора, доказывающие невиновность моего друга. Но она с нами не соглашается. Также получится и здесь – все эти доказательства ровным счетом ничего не значат».
Таким образом, по мнению большинства слушателей идея создания мобильного приложения «Народный инспектор» содержит множество существенных недоработок, на которые необходимо обратить внимание перед начало реализации проекта. Идея наказывать злостных нарушителей ПДД и лишний раз напоминать об их существовании очевидцам, безусловно, хороша. На первой стадии разработки мобильное приложение содержит все признаки банального доноса – бессмысленного и беспощадного. В связи с этим идее не хватает справедливости и структурности. А также взывания к добросовестности сотрудников ГАИ.
Напомним, программа «Послевкусие» выходит ежедневно по будням с 18:00 до 19:00, в прямом эфире «Большого Радио».