В Заполярной столице состоялся Круглый Стол по вопросам развития зарядной инфраструктуры для электромобилей в Мурманской области. Организатором мероприятия выступил ООО «Экологический правовой центр «Беллона».
Участие в Круглом Столе приняли представители Правительство Мурманской области, «Беллоны», филиала ПАО «МРСК Северо-Запада» «Колэнерго», ООО «АудитЭнегоГрупп» и ОАО «Гостиница «Полярные Зори».
Накануне мероприятия представители Экологического объединения «Беллона» посетили студию «Большого Радио» в рамках ежедневной программы «Тема дня». В рамках прямого эфира представители «Беллоны» прокомментировали причины слабого уровня электромобильности в России и обозначили основные способы привлечения инвестиций в развитие зарядной инфраструктуры.
На Круглом Столе выступил заместитель губернатора Мурманской области Евгений Никора. В своем докладе он подчеркнул, что мурманский регион должен занять передовую позицию в направлении развития зарядной инфраструктуры. Реализации данного проекта может поспособствовать не только наличие невостребованной энергии, но и ответственность населения с высоким уровнем экологической культуры. Для претворения задуманного проекта в жизнь необходимо лишь закупить необходимое количество электромобилей и создать в Мурманске комфортные условия для приезжих владельцев электрокаров.
Кроме того, в ходе Круглого Стола был подписан меморандум о сотрудничестве в создании благоприятных условий для развития «электромобильной» инфраструктуры и международных туристических отношений. Также в ходе обсуждений были определены наиболее перспективные направления в рамках реализации данного проекта. Это строительство зарядных станций на автотрассе Мурманск-Киркенес, Мурманск-Лотта и Кандалакша-Салла, а также в таких крупных муниципальных образованиях региона, как Мурманск, Кандалакша, Апатиты, Мончегорск, Кировск и Оленегорск.
Однако стоит отметить, что в настоящее время в России насчитывается относительно небольшое количество функционирующих зарядных станций для электрокаров. Если в Северной столице уже открыто около тридцати АЗС для электромобилей, то в Москве, Сочи и Калининграде строительство зарядных станций началось сравнительно недавно. Кстати, первая в России зарядная станция появилась именно в Заполярной столице. Уже спустя два месяца ею воспользовался первый иностранный турист, который приехал в Россию на электрокаре.
Основная сложность в подготовке к строительным работам, как ни странно, вызвана именно законодательными ограничениями – в Земельном Кодексе РФ отсутствует понятие зарядной станции. «Постановление Правительства обязало АЗС устанавливать станции зарядки. Но не прописало, что это такое. Кроме того, на заправочных станциях, как правило, нет лишних мощностей», - отметила генеральный директор ООО «АудитЭнергоГрупп» Ия Гордеева, компания которой занимается продажей и установкой зарядных станций, а также продажей электромобилей.
Темпы строительства зарядных станций затормаживает и финансовый фактор. В России стоимость одного электромобиля достаточно высока. Совсем иначе ситуация с электромобилями обстоит в Норвегии, где, по словам генерального менеджера Экологического объединения «Bellona» Нильса Бемера, уже более ста двадцати тысяч человек пересели за руль автомобиля с электрическими двигателем.
Как отметил Нильс Бемер, сейчас жители Норвегии имеют возможность пользоваться бесплатной парковкой и паромами. Также для владельцев электромобилей ограничена обязанности по уплате налога: они не платят сборы на въезд и выезд со специальных полос для движения по проезжим частям, а также не оплачивают НДС, регистрационный налог и прочие дорожные сборы. Со временем покупка и содержание автомобиля с двигателем внутреннего сгорания в Норвегии будет становиться все более невыгодной за счет необходимости уплаты всех налогов в полном объеме, а также затрат на ремонт и обслуживание автомобиля.
«Теперь мы планируем создать «зарядный коридор», установив станции по дороге к приграничному норвежскому городу Киркенес, чтобы владельцы электрокаров не боялись, что застрянут там. Поэтому мы заинтересованы в реализации соглашения по созданию зарядного коридора между Мурманском и Киркенесом. Кроме того, нам предстоит работа и в Норвегии – ближайшая к Мурманску зарядная станция находится в Альте, в 12-ти часах езды от Мурманска», - подчеркнул Нильс Бемер, по мнению которого «электромобильная» революция может вспыхнуть в ближайшее время и в России.