В ноябре 2017 года Минэкономразвития представило новый законопроект об Арктической зоне РФ, ориентированный на опорные зоны в северных регионах. Депутат Мурманской областной Думы Максим Белов рассказал «Большому Радио», какие инициативы и предложения нашего региона не учитывает федеральный центр при разработке законопроекта.
- В первую очередь нам необходимо создать условия для экономической заинтересованности мурманчан в продолжении трудовой деятельности на севере. Помимо холодного климата жителей Заполярья могут разочаровать такие факторы, как повышенные энергетические, транспортные и экологические издержки, а также не самые высокие заработные платы. Если в Советское время северянин зарабатывал в три раза больше, чем житель средней полосы, то сейчас такой разницы нет. Как и нет социально-экономического стимула, - рассказал Максим Белов в студии программы «Точка зрения».
Дисбаланс во взаимодействии федерального центра и Мурманской области, по словам Максима Белова, также наблюдается в социальных обязательствах, которые государство переложило на северные регионы. А точнее, на малый и средний бизнес. Например, суммарный годовой отпуск в районах Крайнего Севера составляет 52 дня. Однако расчеты по финансовому обеспечению отпуска целиком и полностью возложены на плечи предпринимателей. Иными словами, бизнес вынужден самостоятельно решать материальную сторону вопроса, при этом не имея реальной поддержки со стороны государства.
Как отметил Максим Белов, опорные зоны, на формирование и обеспечение которых направлен обновленный законопроект об Арктической зоне РФ, - это небольшие территории, где инвесторы готовы вложиться в реализацию договора с подрядчиками. Стоит отметить, что среди последних могут быть компании из других регионов. А это значит, что инвестиции, реализованные в опорной зоне, не останутся на севере. Деньги уйдут в другие регионы, и это еще один финансовый недочет законопроекта.
Предлагая включить правки в законопроект, региональные парламентарии также указали Москве, что документ носит сугубо экономический характер и почти не озвучивает социальные проблемы граждан: «Мы должны навести порядок в инфраструктуре, создать условия для развития сферы здравоохранения и обеспечить населению достаточное количество мер социальной поддержки. Но это будет невозможно до тех пор, пока федеральный центр не научится доверять регионам».
В настоящее время региональные власти предлагают Москве изменить название законопроекта и на место «Арктической зоны РФ» поставить «опорные зоны», чтобы сконцентрировать внимание закона на углубленной работе с регионами. По словам Максима Белова, Мурманская область не в состоянии переубедить федеральный центр самостоятельно, так как "нас всего 14 млн, и этого недостаточно, чтобы урегулировать спорную ситуацию. По мнению Москвы, мы слишком много знаем, поэтому нам надо заручиться поддержкой других регионов".
Среди «неуслышанных» пожеланий Максим Белов также выделил послабление налоговых отчислений для малого и среднего бизнеса, введение стимулирующих мер таможенно-тарифного регулирования, смягчение ограничений в области межрегиональной торговли и другие.
Напомним, целью нового законопроекта об Арктической зоне РФ стало "создание условий для комплексного социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации посредством формирования и обеспечения функционирования опорных зон развития, основными задачами которых является освоение минерально-сырьевых центров в Арктике, привлечение инвестиций и развитие Северного морского пути".