11 марта состоялось заседание комиссии по законопроектной деятельности, на котором была одобрена поправка в закон о рыболовстве. Представители отрасли неоднократно критиковали аукционный принцип распределения квот, приводя в пример сложную ситуацию, с которой столкнулись в нулевые. Лишь появление исторического принципа помогло преодолеть трудности и показало, что аукционы – это не то решение, которое благотворно влияет на развитие рыбопромышленности.
Однако замминистра по сельскому хозяйству Илья Шестаков выступил с инициативой вернуться к аукционам, продавая 50% квот на вылов краба. С тех пор его предложение неоднократно критиковали и представители отрасли, и главы морских регионов, и Совет Федерации и даже Минэкономразвития. Рыбаки участвовали в акциях против аукционов, Союз рыбопромышленников Севера собирал пресс-конференции, губернаторы открыто выступали на разных площадках в поддержку исторического принципа. Но всё это не принесло своих плодов. Законопроект под грифом «секретно» продолжают продвигать в Думу, хотя ранее обещали абсолютную открытость и обсуждение с отраслевиками.
Само заседание КЗД тоже вызывает много вопросов. Противникам поправки либо не давали слова, либо перебивали. По сообщениям федеральных СМИ, на заседании присутствовал президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин. Но высказаться ему не дали. Выступление президента РСПП было резко оборвано председателем комиссии вице-премьером Константином Чуйченко. Чиновник негативно отнёсся к тому, что на заседании присутствуют люди, не являющиеся членами КЗД, и призвал не допустить подобных ситуаций в будущем. Не дали слова и президенту Всероссийской ассоциации рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортёров (ВАРПЭ) Герману Звереву, вероятно зная его позицию, не поддерживающую поправки. Мнение представителей Счётной палаты тоже оказалось для комиссии не интересным, они так и не смогли высказаться. Зато своё веское слово в защиту аукционов сказал член КЗД юрист Михаил Барщевский, который сам признался, что не специалист в рыбной отрасли. Однако его слово оказалось весомее всех представителей отрасли, которые, как могут, бьют тревогу.
Зато глава Росрыболовства Илья Шестаков продолжал продвигать свою поправку. Он заявил, что на замечания Минэкономразвития у разработчика есть аргументы, но озвучены они так и не были. Хотя тем, кому грозят многомиллиардные потери, было бы очень интересно услышать, какие же доводы способны оправдать предсказываемые правительственными экономистами необоснованные расходы у физических лиц, компаний и бюджетов всех уровней. Один только бюджет Сахалина за год может потерять 1 миллиард рублей.
Принятие поправок может вернуть «квотных рантье» - компании, которые будут выигрывать торги, не имея достаточного количества судов для освоения квот и перерабатывающих мощностей на берегу. Они будут продавать квоты, получая выгоду. В минусах останутся и крупные рыбопромышленные фирмы, и простые рыбаки, зарплата у которых станет меньше. Зато, по словам Ильи Шестакова, бюджет получит 82 миллиарда рублей, однако, какие данные учитывают разработчики законопроекта при таких прогнозах – не известно. Но стоит ли верить на слово главе ведомства, если специалисты из Счётной палаты заявляют, что «доход неизвестно как посчитан».
Уже в четверг, 14 марта, свою подпись под этим законопроектом поставит премьер-министр Дмитрий Медведев, а дальше документ будет внесён на рассмотрение в Государственную Думу. В Москве 16 апреля в связи с этим запланирована чрезвычайная Всероссийская конференция работников рыбохозяйственного комплекса. Рыбаки не теряют надежду быть услышанными в верхах.
Фото: RuCompromat