Обсуждается создание единого реестра психологов в России, которые будут иметь право предоставлять свои услуги только после подтверждения своей квалификации и профессионального статуса. Это положение будет включено в окончательный вариант законопроекта "О психологической помощи", который планируется внести в Государственную Думу до конца весенней сессии. Вопрос о том, насколько необходимо это изменение и не возникнет ли дефицит психологов после создания такого реестра, об этом сообщает ИА "Би-порт".
Рост потребности россиян в психологической помощи продолжает увеличиваться, особенно в последний год. Все, начиная от дошкольников и заканчивая военнослужащими, нуждаются в качественной поддержке. Чтобы обеспечить ее, Госдума уже более полугода обсуждает законопроект "О психологической помощи в РФ".
Проблемой является формирование реестра специалистов, кто будет его формировать - это был главным камнем преткновения. Предлагалось внести законопроект без этого пункта, но парламентарии сочли, что этот механизм обязательно нужно оставить.
Мурманские психологи поддерживают идею депутатов создать единую базу специалистов в этой области, поскольку большинство практикующих психологов не имеют достаточной квалификации. Некоторые проходят несколько курсов или переподготовку в вузе и после этого называют себя профессионалами.
“Есть люди, которые учатся по шесть лет, получают дополнительное высшее образование, развивают себя в области психологии, а есть те, кто отучился всего три-шесть месяцев, и при этом считает себя профессионалом. Между ними большая разница. Просто представьте: к такому психологу придет человек и получит плохую консультацию, или она ему не поможет. И эта тень упадет на других психологов, профессионалов в своем деле, кто работает не один год и помог не одному десятку человек”, — говорит заместитель начальника отдела медико-психологического обеспечения ГУ МЧС по Мурманской области Вера Башарова.
Светлана Колесник, начальник отдела по профилактике правонарушений несовершеннолетних областного Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, убеждена, что после программы профессиональной переподготовки в вузе нельзя стать профессионалом. Такой курс можно рассматривать только как повышение квалификации, то есть нужно набирать на обучение тех, у кого уже есть высшее образование по направлению психологии.
“Отслеживать качество специалистов действительно нужно, поскольку сейчас для всех, кто имеет любой диплом средне-специального или высшего образования доступны программы профпереподготовки по направлению психологии, после которых специалист получает право на ведение профессиональной деятельности. Из-за этого возникает много рисков, влияющих на качество предоставляемой услуги”, — сказала Светлана Колесник.
Психологическое сообщество Мурманска уверено: можно пройти множество различных курсов, будь они на 72 или 500 часов, но базовое профильное образование - это фундамент, без которого невозможно оказать качественную психологическую помощь. Качество работы психолога важнее количества пройденных им курсов.
Неясно, каким образом психологи смогут попасть в единую базу и как их будут оценивать. Будут ли профильные ведомства собирать информацию по регионам или же самим психологам придется предоставлять документы?
"Думаю, если деятельность по включению в единый реестр будет сопровождаться большим объемом дополнительной документации, будут отрицательные отзывы специалистов. Еще один риск - оценка качества работы психологов со стороны клиента, имеющая часто субъективный характер, и отсутствие единых требований к качеству и доступности психологической помощи по различным направлениям", — считает Светлана Колесник.
Хотя некоторые психологи действительно выполняют качественную работу, но как они могут это доказать? В медицине можно оценить работу врачей по количеству выздоровевших пациентов, но в психологии качество работы сложнее оценить, а отзывы не всегда являются достоверными.
Однако психологи являются востребованными специалистами, которые нужны и детям, и взрослым, и гражданским лицам, и военнослужащим. В случае чрезвычайных ситуаций, психологи МЧС оказывают помощь, а в образовательных учреждениях есть школьные психологи. Вакансии требуют серьезных квалификационных требований.
Например, специалист, который хочет работать в МЧС, должен иметь высшее образование в области психологии, кризисной психологии или клинической психологии. При приеме на работу необходимо пройти психологическое тестирование и собеседование с экспертами Центра экстренной психологической помощи МЧС России в Москве. Только там можно будет определить, соответствует ли кандидат необходимым знаниям для работы в МЧС.
Чтобы работать в системе образования, психолог должен иметь диплом педагога-психолога. Министерство образования и науки Мурманской области заявило, что наличие такого специалиста является актуальным в любом образовательном учреждении.
“Современные сложные социальные, экономические условия являются обоснованием для введения ставок педагога-психолога в каждую образовательную организацию”, — отметили в министерстве.
Задачи педагога-психолога включают в себя следить за социальной адаптацией, обучением и развитием учеников, при необходимости оказывать психологическую поддержку детям и коллегам, урегулировать конфликты и способствовать созданию дружелюбной атмосферы. Для успешного выполнения таких задач необходимо иметь серьезную теоретическую и практическую подготовку, регулярно повышать свою квалификацию и обладать определенными личностными качествами. Поэтому педагоги-психологи подтверждают свою квалификационную категорию не реже, чем раз в пять лет.
Существует несколько профессиональных объединений, которые помогают психологам в их работе. Например, в России есть Ассоциация психологов и Федерация психологов образования. Они работают над повышением качества психологической помощи. Есть также ресурсы, которые отслеживают профессиональных психологов. Обычно для регистрации требуется предоставить скан документа о высшем образовании.
"На мой взгляд, наилучшим вариантом для психологического сообщества является саморегулирование. Эта система работает на основе горизонтальных связей и совершенствуется естественным образом. Клиент сегодня может выбрать специалиста и проверить его образование, сертификаты о повышении квалификации, является ли он членом ассоциации", — говорит руководитель психологического клуба "Комната" Михаил Прынков.
Однако, некоторые эксперты считают, что создание единого реестра психологов не улучшит ситуацию и только будет отвлекать государственные ресурсы. Они считают, что лучше ввести требования к началу практики для увеличения защищенности клиентов.
“Если мы хотим повысить защищенность клиентов, лучше делать это другим способом. Например, ввести требования к началу практики: чтобы работать по профессии, психолог должен получить соответствующее образование, пройти определенное число часов личной терапии и супервизии, успешно завершить аттестацию. И проводить эту аттестацию должно само профессиональное сообщество, потому что именно психологи больше всех заинтересованы в сохранении репутации профессии и защите ее от случайных людей”, — отмечает Михаил Прынков.
Светлана Колесник считает, что наличие списков психологов, имеющих схожее содержание, имеет право на существование. Однако, по ее мнению, решение о том, присоединиться к тому или иному объединению, должно быть личной инициативой каждого специалиста.
По информации, полученной от представителей ГУ МЧС Мурманской области, на текущий момент в их психологической службе работают пять психологов, из которых трое всегда находятся в готовности. В первую очередь, их работа связана с оказанием экстренной психологической помощи пострадавшим и их близким в условиях чрезвычайных ситуаций, и они выезжают на место происшествия незамедлительно, независимо от времени суток, погодных условий и места происшествия, например, при гибели людей, в том числе несовершеннолетних, или при суицидальных попытках. Кроме того, психологи МЧС также занимаются психологическим сопровождением личного состава и принимают участие в учениях и тренировках.
Соответствующие данные были сообщены «Би-порту» из министерства образования и науки Мурманской области. На территории региона насчитывается 160 общеобразовательных организаций, в которых обучаются более 82,9 тысяч юных жителей севера. В этих школах трудятся 157 педагогов-психологов. В профессиональных образовательных организациях преподаватели-психологи имеются в 12 из 19.
По информации, полученной от Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, в 90% образовательных учреждений Мурманской области есть психолог-педагог. Это включает в себя детские сады, школы и колледжи. Тем не менее, специалисты считают, что одного психолога на учреждение недостаточно. С увеличением количества детей с ограниченными возможностями здоровья необходимы психологи с особыми навыками. Для успешной работы необходима команда специалистов, направленных на создание безопасной психологической среды: педагог-психолог, социальный педагог, учитель-дефектолог, учитель-логопед и другие.
Источник: ИА "Би-порт"