Вторым вопросом после назначений мировых судей в повестке дня заседания Мурманской областной думы значился Прогнозный план развития региона на 2025 год и плановый период 2026-2027 годов. Доклад представила Светлана Панфилова, глава министерства развития Арктики и экономики Мурманской области.
Согласно Плану, итогами 2024 года стали рост внутреннего спроса, ориентация на внутренний рынок, импортозамещение, снятие инфраструктурных ограничений… В ближайшие два года регион ждут рост промышленного производства на 3,5% (от 1,1 трлн рублей в 2024 году до 1,4 трлн рублей – в 2027), инвестиций на 5,1% (от 285,2 млрд рублей в 2024 году 1051 млрд рублей – в 2007), туристического потока – на 10% до 980,5 тыс человек, реальной заработной платы – на 4% до 150,6 тыс рублей…
«Прогноз – это всегда дело такое неблагодарное, - взял слово по окончании доклада зампредседателя облдумы Геннадий Степахно. - Но всё-таки, как вы оцениваете исполняемость прогноза по прошлому году, погрешности какие-то?»
«За период январь-октябрь 2024 года мы получили доход на 1,5 млрд больше по налогам, чем мы планировали, - ответила Светлана Панфилова. - По горно-металлургическим доходам есть снижение, да".
«А какая инфляции заложена в 2025, 2026, 2027 годах?» – спросил председатель комитета по транспорту, дорожному хозяйству и информатизации Артур Попов. - Как можно прогнозировать рост зарплаты при росте инфляции? Мы не индексируем социальные программы».
«Индексации нет, - согласила глава МинАрктики. - Но мы же не сумасшедший скачок прогнозируем и не по отдельной отрасли, а по всем отраслям. Мы выровняем разрыв за счет мероприятий по повышению эффективности бюджетных расходов, усилению работы по повышению производительности труда».
«По отчёту налоговой, в регионе сложилась отрицательная динамика по макроэкономическим показателям, минус 8%. Минфин – так же отчитался. Контрольно-счётная палата пишет «сдвижка планов», - продолжил Геннадий Степахно. – Как-то всё непонятно».
«Сейчас прогнозировать более, чем на месяц - сложно, мы корректируем показатели весь год, - признала Светлана Панфилова. – Не всё падает, показатели ФосАгро, например, постоянно растут. В любом случае, надо всегда смотреть: относительно чего мы сравниваем, что и с чем?»
«У меня в этой связи есть аллегория…», - начал Геннадий Степахно.
Но озвучить аллегорию ему не позволил спикер областной думы Сергей Дубовой, напомнив, что возможность высказаться у него была, и следует соблюдать регламент.
Изменить угол зрения, и рассматривать Прогноз социально-экономического развития на 2025 год и последующий период иначе призвал депутатов заместитель председателя облдумы. Евгений Никора.
«Предлагаю внимательно посмотреть на факторы, которые влияют на показатели бюджета. Факторы - во многом неуправляемы. С февраля 2022 года мы работаем в особом режиме, - сказал он. - Лучшие умы на Западе думают о том, чтобы мы испытывали как можно больше трудностей. Тем не менее, «нас бьют, мы летаем от боли всё выше, крыло расправляя над собственной крышей». Прогноз социально-экономического развития на ближайшие три года – документ, который мы с вами правим своей каждодневной работой на своих местах. Страна и регион сегодня в таком положении, что от каждого из нас зависит, как мы будем жить. Мы – часть страны!»
… Проект Прогнозного плана развития региона на 2025 год и плановый период 2026-2027 годов принят большинством голосов.
Фото: скан трансляции заседания Мурманской областной думы