
В Мурманской областной научной библиотеке 24 апреля с открытой лекцией «Библиотека как место памяти» выступил Михаил Дмитриевич Афанасьев — известный историк библиотечного дела, директор Государственной публичной исторической библиотеки России. Специалисты библиотеки также представили свои ресурсы для поддержки исторического образования и рассказали о своей работе по сохранению культурного наследственного пласта.
Афанасьев отметил, что сегодня информация находит читателя через интернет, тогда как традиционная библиотечная модель, в свою очередь, предполагает, что человек сам должен переступить порог библиотеки с целью получения определённых знаний. Цепочка «автор — редактор — издатель — библиотека» обрывается, разрушается, но это далеко не окончательный вердикт, что библиотеки утрачивают значимость и влияние.
Библиотека — это не просто собрание книг разных эпох, а буквально центр памяти, где сохраняются отличающиеся или схожие взгляды, различные эпохи и материальные свидетельства прошлого. Историческая память сохраняется в печатных текстах, в результатах исследований историков, беллетристов, литераторов — всё даёт нам доступ к познанию и поглощению прошлого.
Особое внимание Михаил Дмитриевич уделил народной памяти, например, о Великой Отечественной войне. Участники тех чудовищных и кровавых событий хранят уникальные воспоминания, и далеко не многие готовы делиться всеми промёрзло-голодными подробностями пережитого. Иной пример — художественная литература. Так, романы А. Дюма оказывают значимое влияние на процесс формирования исторического сознания, несмотря на то, что многие персоналии его произведений появлялись в разные эпохи, что время от времени менялись хронологии.
Библиотека — это не библиотека одной книги, не склад, а настоящий храм времени, живой и бессмертный архив человеческого существования. Именно библиотеки напоминают и всячески подкрепляют веру в мысль: чтобы понять настоящее, нужно помнить прошлое. Прошлое ждёт читателей в пожелтевших книгах и газетах и звучит в строчках, написанными теми, кто уже не может говорить.
Фото: Виктория Кондратьева
Текст: Виктория Кондратьева