
21 декабря в Мурманской областной научной библиотеке искусствовед Ольга Чехова выступила с лекцией «Дед Мороз и Снегурочка в русской культуре», в которой раскрыла удивительную метаморфозу этих образов — от архаичных духов до главных символов любимого праздника.
Изначально наш Дед Мороз не только не дарил подарки, но и внушал настоящий страх. Его далёкие прообразы — Студенец, Трескун — были суровыми природными духами, которых задабривали, как могли, оставляя на пороге кутью. Поворотным моментом стало переплетение этого фольклорного персонажа с христианской легендой о святом Николае Чудотворце. Однако, как отметила лектор, в европейской традиции у доброго святого был гротескный «теневой» дублёр — Крампус, проходивший к плохим детям. Эта дихотомия «наказующий — одаривающий» со временем растворилась, породив единый образ способного и на строгость, и на щедрость старца.
История Снегурочки – блистательный пример «культурного синтеза». Из скромного фольклорного упоминания в сборнике Афанасьева она превратилась в полноценный художественный образ благодаря союзу трёх гениев: драматурга Островского, композитора Римского-Корсакова и мецената Мамонтова. Именно в мамонтовском кружке и родился её первый сценический облик, эскизы для которого создал Виктор Васнецов. Однако визуальная история героини на этом не завершилась. Над её воплощением в живописи и театре в разное время работали многие выдающиеся мастера. Николай Рерих, Михаил Клодт и Константин Коровин, каждый следуя своей художественной манере, предлагали публике новые трактовки образа снежной девы. Эта череда интерпретаций получила своё гармоничное завершение в работах Бориса Зворыкина. Именно он создал тот самый классический, узнаваемый всеми облик Снегурочки, который вобрал в себя лучшие находки всех предыдущих художников.
Отдельно лектор осветила сложную судьбу праздника в советскую эпоху. После революции 1917 года ёлку и Рождество отменяли, а сам праздник был рабочим днём. Реабилитация началась в 1935 году после статьи Постышева «Давайте организуем к новому года детям хорошую ёлку!». Традиция стала стремительно возвращаться. Именно на главной ёлке страны в Колонном зале Центрального дома союзов Снегурочка впервые появилась в новой роли — внучки Деда Мороза. Этот шаг имел важную цель: связать старшее поколение с младшим в рамках обновлённого светского праздника.
Завершая лекцию, Ольга Чехова провела параллель между историческим путём образов и их современной «пропиской». Великий Устюг стал официальной резиденцией Деда Мороза, а Кострома — родиной Снегурочки, что является отсылкой не только к пьесе Островского, но и к фильму 1968 года, снятому в тех краях. Этот финал наглядно показал, как миф, претерпев долгую эволюцию под влиянием фольклора, литературы, музыки и политической конъюнктуры, окончательно укоренился в современной культуре, обретя свои символические адреса на карте страны.
Текст и фото: Полина Мурашова








