Как рождалась сказка: история новогодних символов - Новости Мурманска и Мурманской области - Большое Радио
Декабрь 2025
ПНВТСРЧТПТСБВС
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930311234
Сегодня в эфире
08:00
Утро с Романом Мурачевым
09:30
Точка Зрения
10:00
Утро с Романом Мурачевым
12:00
Дневной FM
17:30
Три в квадрате
21:00
Вечерний концерт «Исполнение желаний»
23:00
Музыкальный эфир
Опрос
Как Вы слушаете Большое Радио?
В машине
Через плеер на сайте
Не слушаю, смотрю видеотрансляцию
Другое

Для участия в опросе вам необходимо войти или зарегистрироваться

Как рождалась сказка: история новогодних символов

23.12.2025, 16:26

21 декабря в Мурманской областной научной библиотеке искусствовед Ольга Чехова выступила с лекцией «Дед Мороз и Снегурочка в русской культуре», в которой раскрыла удивительную метаморфозу этих образов — от архаичных духов до главных символов любимого праздника.

Изначально наш Дед Мороз не только не дарил подарки, но и внушал настоящий страх. Его далёкие прообразы — Студенец, Трескун — были суровыми природными духами, которых задабривали, как могли, оставляя на пороге кутью. Поворотным моментом стало переплетение этого фольклорного персонажа с христианской легендой о святом Николае Чудотворце. Однако, как отметила лектор, в европейской традиции у доброго святого был гротескный «теневой» дублёр — Крампус, проходивший к плохим детям. Эта дихотомия «наказующий — одаривающий» со временем растворилась, породив единый образ способного и на строгость, и на щедрость старца. 

История Снегурочки – блистательный пример «культурного синтеза». Из скромного фольклорного упоминания в сборнике Афанасьева она превратилась в полноценный художественный образ благодаря союзу трёх гениев: драматурга Островского, композитора Римского-Корсакова и мецената Мамонтова. Именно в мамонтовском кружке и родился её первый сценический облик, эскизы для которого создал Виктор Васнецов. Однако визуальная история героини на этом не завершилась. Над её воплощением в живописи и театре в разное время работали многие выдающиеся мастера. Николай Рерих, Михаил Клодт и Константин Коровин, каждый следуя своей художественной манере, предлагали публике новые трактовки образа снежной девы. Эта череда интерпретаций получила своё гармоничное завершение в работах Бориса Зворыкина. Именно он создал тот самый классический, узнаваемый всеми облик Снегурочки, который вобрал в себя лучшие находки всех предыдущих художников.

Отдельно лектор осветила сложную судьбу праздника в советскую эпоху. После революции 1917 года ёлку и Рождество  отменяли, а сам праздник был рабочим днём. Реабилитация началась в 1935 году после статьи Постышева «Давайте организуем к новому года детям хорошую ёлку!». Традиция стала стремительно возвращаться. Именно на главной ёлке страны в Колонном зале Центрального дома союзов Снегурочка впервые появилась в новой роли — внучки Деда Мороза. Этот шаг имел важную цель: связать старшее поколение с младшим в рамках обновлённого светского праздника.

Завершая лекцию, Ольга Чехова провела параллель между историческим путём образов и их современной «пропиской». Великий Устюг стал официальной резиденцией Деда Мороза, а Кострома — родиной Снегурочки, что является отсылкой не только к пьесе Островского, но и к фильму 1968 года, снятому в тех краях. Этот финал наглядно показал, как миф, претерпев долгую эволюцию под влиянием фольклора, литературы, музыки и политической конъюнктуры, окончательно укоренился в современной культуре, обретя свои символические адреса на карте страны.

Текст и фото: Полина Мурашова

Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

FM-вещание
Мурманск
Кола
Мурмаши
Североморск
Полярный
Снежногорск
Гаджиево
Верхнетуломский
Заполярный
Никель
Спутник
Печенга
Луостари
Киркенес
Вадсё
Вардё
Мончегорск
Оленегорск