В центральном офисе ПАО «Ростелеком» в Москве прошла встреча, посвящённая трендам ИТ-отрасли России-2023 в условиях санкций. На вопросы журналистов ответил старший вице-президент по информационным технологиям крупнейшего российского провайдера цифровых услуг и сервисов. 

«Подстелили соломки» три года назад

«В течение последних двух лет мы наблюдаем разлом достаточно целостного технологического мира, - сказал Кирилл Меньшов. – Это с одной стороны плохо, потому что рынок существенно сократился. С другой – хорошо, потому что мы готовились. Несмотря на девять введенных пакетов санкций, российские ИТ-компании продолжают успешно функционировать».

Прошлый год прошёл под знаком ограниченного финансирования, больших задач и дефицитом ИТ-специалистов на рынке труда. Шёл поиск новых ниш. Сегодня мы должны максимально точно проанализировать мировые тренды, отслеживать актуальность тех или иных решений, фильтровать, просчитывать, куда смещается баланс интересов ИТ-сообществ.

Ростелеком работает почти со всеми крупными отечественными партнерами, поэтому общая картина в отрасли специалистам очевидна. Напомним, в компании начали работу по импортонезависимости и импортозамещению ещё в 2018 году, и время показал, как оказались правы. Программа цифровой трансформации (ЦТ), рассчитанная до 2024 года, находится в процессе реализации. 

Основная задача в этом году, по мнению Меньшова, сохранить темпы развития в новых условиях. Тренды формируются из текущих публикаций - что чаще патентуется, о чём чаще больше пишут в общемировых изданиях, тот тренд окажется в России. Независимости и замещения уже мало, нужны собственные цифровые продукты, собственный ИТ-бизнес.

Дроны «выстрелили» внезапно

Приоритетными для компании в 2023 году станут три направления: умные устройства, искусственный интеллект и, так называемая, эра данных.     

Умные устройства – это, собственно, увеличение устройств для решения бытовых и производственных задач, то есть, «смартофонизация» населения и бизнеса, система «умный регион», дроны. Последнее направление, кстати, совершенно неожиданно получило широкое развитие. 

Искусственный интеллект – это использование современных интеллектуальных технологий во всех интерфейсах и задачах. Как пояснил Кирилл Меньшов, в жизни проявлений искусственного интеллекта мало, однако он присутствует опосредованно. Все столкнулись с голосовыми роботами, которые звонят людям с разными предложениями.

В этой части развития нет – никто не хочет общаться с машиной. Общение  у искусственного интеллекта не получается, зато получается управлять людьми. Подкрался там, где не ждали. Таксисты, курьеры доставки получают заказы от искусственного интеллекта. На заводах внедрён «цифровой монтажник» – он говорит людям, куда идти, что делать. Система управления с помощью искусственного интеллекта дешевле, надежнее, проще.

С эрой данных и так всё понятно. За персональными данными охотятся все, это важный тренд для развития общества. Каналы взаимодействия с клиентами – вечная задача, это как ресторанные услуги – рестораторы над ними работают постоянно. В ресторане, например, что кибермошенникам украсть? Только данные работников.

«Отрезать интернет - и жить, как жили?»

Последние несколько лет, в результате оптимизации, пандемии, постковидный период, многие бизнесы оказались на грани разорения. Некоторые видели выход в отказе от цифровизации, чтобы снизить необходимость вложений в производство. Логистические цепочки перестроились, но дешевле не будет.

«Да, есть ряд аппаратур, которые в России не производятся, - признаёт Меньшов. - У нас не дефицит оборудования,  у нас дефицит высокопроизводительного дешевого оборудования. Если отрезать интернет, не факт, что жить станет проще. С одной стороны у нас высокий потенциал – кадры, которые могут создать конкурентоспособные аналоги, с другой - потребуется очень сильный фокус для создания этого решения, что непопулярно для российского менталитета.

Есть обратная ситуация. В риск-моделях рассматривалась опасность отключения России от интернета, однако опасаться этого не следует. Россия получает межстрановые переходы, интернет проходит не только через недружественные страны. Он может стать чуть медленнее, не более того. Проще жить станет, если смириться с некоторыми неизбежными вещами.

Опять же, так ли он необходим? Да, на создание системы, аналогичной гуглу, в России могут уйти годы. Но надо понимать, какого уровня мы хотим достичь. Например, в интегрированном мире есть все возможности создать на основе платформы 1С дополнительные решения.

Двигаться согласно генеральной линии  

Для любого бизнеса важно понимать, каким образом государство видит пути развития цифровизации, понимать, как именно будет меняться реальность, чтобы успеть поменяться самим. На сегодня есть чёткий фокус на создание отечественной сети. Взять ИТ-централизацию.

В целом, цифровая централизация – глобальный тренд. По всему миру отказываются от локальных сетей. Системы загсов, налоговой, банков уезжают в одну точку, у нас это Москва. С одной стороны – это плохо, утрачена часть функций, с другой – хорошо, сервисы стали доступны большему количеству пользователей, у людей появилась возможность работать в любой компании мира. Возможности, ранее скрытые от регионов - выравниваются, и становятся, по сути, безграничными.

Ещё один пример госуправления, который влияет на технологии ИТ-компаний. Минцифры запущены электронные права на вождение. Теперь человеку необязательно иметь при себе бумажный документ, поэтому все службы должны научиться читать эти документы с помощью цифровых устройств.

В этой связи на первое место выходят информационная безопасность и ИТ-кадры. Борьба за специалистов будет продолжаться. Предстоит повышать привлекательность труда специалистов, совершенствовать гибкие практики работы в компании.

Лучшее, конечно, впереди

«По итогам прошлого года, с точки зрения инновационных технологий, наблюдается некоторое сокращение, тем не менее, развитие всё равно идёт, -  резюмирует Кирилл Меньшов. - Ведётся построение цифровой иммунной системы. Защита от кибер-атак постоянно совершенствуется. Запущен процесс сбора информации по видам атак.

В последнее время мы наблюдаем спрос на «облака». Сейчас в тренде – отраслевые «облака», которые компании могут использовать. Многие сервисы строятся на основе имеющихся «облаков». Они  позволяют уйти от закупки дополнительного оборудования, информационного обеспечения.

Внимание «Ростелекома» в текущем году займёт вопрос создания российских ИТ-решений. Мир уходит в 5G. Следующее поколение вышек надо интегрировать в городское хозяйство. Уже нельзя просто ставить станции-мачты, где удобно - надо вписывать их в городскую инфраструктуру – остановки общественного транспорта, систему освещения. У общества есть запрос на эстетическую составляющую окружающей среды.