
Сегодня гостьей программы «Точка зрения» стала солистка филармонии Ирина Волокославская. И разговор с ней начался с самого начала — с истории, как она стала исполнительницей музыки на кантеле.
«Начнём с того, что я карелка. Я воспитывалась в семье, где бабушка и дедушка говорили по-карельски. И даже сейчас, когда я приезжаю в свой родной город Олонец и гуляю по улицам, слышу карельскую речь», — подчеркнула артистка.
А кантеле, к слову, это старинный карельский и финский щипковый струнный инструмент. Когда Ирине было семь лет, её мама работала в местном карельском краеведческом музее. В этом же здании находилась музыкальная школа. И однажды, когда Ирина Волокославская навестила маму, они вместе заглянули в кабинет, где проходили занятия игры на кантеле.

«Там сидела педагог, очень серьёзная женщина Ольга Петровна Зяблова. Мне тогда в руки дали маленький инструмент — пятиструнное диатоническое кантеле. Затем я как-то сама прошла вступительные экзамены, меня приняли в музыкальную школу. Вот с того момента я себя без кантеле уже просто не представляю и не помню», — вспоминает Ирина.
Рассказала артистка мурманской областной филармонии и о том, какая музыка подходит для этого инструмента, а какая нет.
Как отметила Ирина, на кантеле можно и нужно играть произведения, написанные для других инструментов, такие как скрипка, флейта, фортепиано.
«Есть прекрасное произведение «Канцона-серенада» — шестая пьеса из фортепианного цикла Николая Метнера «Забытые мотивы». Все пианисты знают его, оно очень популярное и известное. Артисты подчёркивают, что оно создано именно для фортепиано. Именно пианист должен это произведение играть», — рассказывает Ирина.

Но доказать обратное она смогла на выпускном экзамене в училище. Солистка сыграла эту музыку на кантеле так, что даже пианисты поменяли свою точку зрения.
«Тогда подошли ко мне пианисты и сказали: «Да, мы согласны, что Метнер прозвучал великолепно». Это была лучшая похвала для меня», — вспоминает Ирина.
Но музыкант отметила, что, конечно, на кантеле сыграть можно далеко не все.
«Иной раз даже не нужно и не стоит пытаться. Бывает, люди говорят: «А «Мурку» сможешь?». Да даже если и могу, но не буду. Как и «Полёт шмеля». Честно скажу, я лично не сыграю эту музыку так же великолепно, как это звучит в симфоническом оркестре. Это будет несуразно, некрасиво, да и зачем», — подчеркнула Ирина.

О том, почему играть на этом инструменте тяжело и о многом другом, можно узнать, послушав запись эфира в официальном сообществе «Большого Радио» в социальной сети «ВКонтакте».
Фото автора и Алексея Марьина







