В современном мире существует ряд профессий, по которым невозможно работать без призвания. Одна из них – это социальная работа.

В преддверии Дня социального работника журналист Большого Радио буквально стал тенью одного из данных специалистов.

Как проходит день этих удивительных людей, мы узнали от Елены Плаховой, социального работника отделения социального обслуживания на дому Ленинского округа города Мурманска.

 

Как давно вы пришли в эту профессию и что входит в ваши обязанности?

В эту профессию я пришла в 2013 году. Вот уже 10 лет я – соцработник. За это время я поняла, что это не специальность, это призвание. Представители данной профессии много общаются с людьми, попавшими в сложную жизненную ситуацию и оказывают им моральную поддержку.

В мои обязанности входит покупка продуктов, лекарственных средств и средств личной гигиены. А также уборка квартиры, вынос мусора, мойка посуды.

Плюс я оплачиваю счета за коммунальные услуги, сопровождаю получателей в различных учреждениях, оформляю всевозможные документы, справки, выписки, рецепты на лекарства. Кроме того, я слежу за состоянием здоровья моих получателей, за тем, чтобы они принимали предписанные им лекарственные препараты, оказываю помощь в гигиенических процедурах.

 

Какими качествами должен обладать соцработник?

Наша работа – это тяжелый каждодневный труд, огромная ответственность за жизнь и здоровье вверенных тебе людей.

Для такой работы необходимо иметь безграничную любовь к людям, вне зависимости от их возраста, социального статуса и уровня образования.

Социальный работник также должен обладать чувством такта, милосердием, терпеливостью, стрессоустойчивостью, быть хорошим психологом, слушать и слышать своих получателей.

 

Расскажите о профессиональных сложностях.

Сложностей в нашей профессии немало, как физических, так и психологических.

Трудно нести полные неподъемные сумки с продуктами, выстаивать длинные очереди в магазинах, аптеках, больницах.

Чувствуешь себя марафонцем, когда бегаешь по различным инстанциям и учреждениям. Бегаешь не для себя лично, а для других. А у тебя их не один человек. В среднем в день у соцработника бывает до 12 посещений. И так каждый день.

Несомненно, много сложностей с лежачими. Ты прекрасно понимаешь, что тебе нужно произвести гигиенические процедуры, перевернуть человека, а так бывает, что его масса тела больше, чем у тебя, и здесь нужна сила и сноровка.

Бывают с плохим настроением, они могут весь негатив выплеснуть на тебя, но несмотря на это, ты должна спокойно выслушать человека и помочь ему.

 

Какие категории граждан могут рассчитывать на вашу помощь и поддержку? 

За нашей помощью и поддержкой обращаются пенсионеры, одинокие старики, инвалиды и их семьи, лица без определённого места жительства, лежачие больные, люди, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, люди с ментальными расстройствами.  

Как проходит ваш рабочий день? Много ли рутины или работа полна разнообразия?

Вы сами видели. Грубо говоря, это день сурка, как в фильме. С вечера я обзваниваю своих получателей и узнаю, какие продукты им нужны. Но, понятное дело, магазин – это не первое место, куда я иду с утра. Есть люди лежачие, сначала ты бежишь к ним, кормишь, переодеваешь. Одна, вторая, третья…Потом за продуктами, для остальных получателей. Приносишь продукты, узнаешь как дела, меряешь давление, следишь, чтобы они выпили свои лекарства. Обратно возвращаешься по тому же кругу. И так снова и снова.

Но меня такой режим не раздражает, я отношусь к этому спокойно, принимаю как должное, потому что это моя профессия, и люди от меня зависят. Я должна четко и грамотно делать свою работу.

 

Как вашу работу оценивают и воспринимают нуждающиеся? Все ли идут на контакт?

Есть открытые люди. Ты приходишь, открываешь дверь, и у людей светятся глаза, потому что они рады тебя видеть. Я считаю, если человек изначально такой открытый, то он и по жизни таким останется.

А бывают люди закрытые, замкнутые. С ними очень тяжело разговаривать, из них не вытянуть и слова порой.

Бывают такие, которым лучше не задавать лишних вопросов, потому что люди начинают проявлять агрессию.

Мы стараемся избегать конфликтов, поэтому всегда спокойно отвечаем и реагируем. Но, в любом случае, нас ценят те, к кому мы ходим, в этом нет сомнения.

 

Как вы относитесь к своим подопечным?

С некоторыми получателями я работаю 10 лет, и они ко мне очень привыкли и привязались. Бывает, когда уходишь в отпуск, некоторые расстраиваются, сильно скучают. Это говорит о том, что мы много для них значим. Они ждут нас, когда мы придем, поддержим. У каждого свои проблемы, и мы для них как слушатели. Часто они переживают из-за всяких мелочей. Успокаиваешь их, говоришь, что все будет хорошо, что завтра будет лучше, что нет смысла тратить свои нервы. Вроде ничего особенного не сказала, но, когда видишь, как начинают светиться их глаза от твоих слов, понимаешь, что для них это очень важно.

 

За срок своей работы вы успели привыкнуть ко многим людям, слушали истории их судеб. Какой самый трогательный момент вы пережили за то 10 лет?

У меня есть получатель, которого я посещаю дважды в неделю, он всегда поздравляет меня с Новым годом, 8 марта и днем рождения. Когда я прихожу с отпуска, он говорит, что скучал. С ним легко разговаривать, он очень хорошо идет на контакт, с ним можно и пошутить, и поговорить на любые темы в рамках приличия. Если бы таких позитивных людей было побольше в нашей работе… но в нашей работе бывает не только позитив, однако все трудности надо преодолевать достойно.

 

Фото: Любовь Веселова