25 января состоялась премьера очередной экранизации культового романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». За дело взялся молодой режиссер Михаил Локшин, в обойме у которого лишь один фильм – ретромелодрама «Серебряные коньки». Удалось ли Локшину не испортить впечатление от легендарного произведения, стоило ли менять название и горят ли рукописи – в скромном субъективном мнении.
В 2005 году вышел сериал «Мастер и Маргарита» Владимира Бортко, который сразу завоевал любовь в сердцах зрителей, благодаря практически побуквенному следованию сюжету и великолепному актёрскому составу. Экранизация романа действительно практически идеальна – поэтому без сравнений нового фильма и произведения Бортко не обойдётся.
Поскольку у создателей нового фильма была цель изготовить именно полнометражку, сценаристу пришлось поколдовать – многослойное произведение Михаила Афанасьевича не так-то просто уместить в 2,5 часа. В свежей экранизации так же присутствует и Иудея, и Москва, и реальность, и сцены из романа – но нити повествования хитро переплетены на манер нолановских временных петель. На качестве восприятия произведения, на мой взгляд, это никак не сказывается, более того, придает фильму некоторую «изюминку».
По словам создателей, львиную долю немаленького бюджета отняло создание компьютерной графики. Ее в кино действительно много, для меня даже чересчур. Рисованная Москва кажется картонной и неуютной, и очень контрастирует с ближними планами на «живых» декорациях. Получилось красиво, но мне не хватило атмосферы той самой загадочной булгаковской Москвы, овеянной мистикой и тайнами.
А вот чего хватило – так это чувственности и эротизма. Исполнительница роли Маргариты Юлия Снигирь в интервью жаловалась, что ей не придумали костюма для имитации обнажённого тела, и пришлось демонстрировать своё. Надо сказать, что зрителю, в отличие от Юлии, жаловаться не на что. Во-первых, выглядит актриса прекрасно, во-вторых, все сцены сняты откровенно, но достаточно корректно и совсем не пошло. Хочется отметить работу художника по костюмам – наряды Маргариты на балу выглядели просто роскошно. Тут сравнение совсем не в пользу сериала 2005 года – костюм Маргариты-Ковальчук понравился мне куда меньше.
Что касается актёрского состава – удивил. Неожиданно хорошо сыграли мои личные «тёмные лошадки», а вот некоторые фавориты – разочаровали.
Так, я не очень люблю ни Евгения Цыганова, ни Юлию Снигирь. Первый мне нравился только совсем молоденьким в «Питер FM», вторая – в клипе «Зверей». Ну, помните: «- Это Феррари? – Нет, это Бентли. – Никогда не слышала…». Уж не знаю, что сыграло им на руку – то, что актёры являются супругами или то, что везде одинаковый отстраненно-меланхоличный вид Цыганова Мастеру очень подошёл, но выглядят они в кадре невероятно органично.
Много вопросов вызвало утверждение на роль Воланда немецкого актёра Аугуста Диля. Да, мы видели его в роли далеко не первого плана в тарантиновских «Бесславных ублюдках», но что от него ждать в качестве булгаковского персонажа было совершенно неясно. Изначально новый фильм должен был носить название «Воланд». И, после просмотра я считаю, что так и нужно было оставить. Несомненно, дуэт Цыганов-Снигирь получился ярким, но мне смотреть на Аугуста Диля в роли Воланда был гораздо интереснее. Не хотелось упустить ни одну эмоцию в его лице. Никогда еще фраза «Хорош, чертяка!» не воспринималось так буквально.
А вот Юрий Колокольников в роли Коровьева разочаровал. Сложного и многогранного персонажа, блестяще переданного Абдуловым в сериале, здесь представили гротескным клоуном-Джокером. Была ли эта режиссёрская задача или это инициатива актёра, мне неизвестно, но результат не впечатлил.
Зато порадовал Александр Яценко, Леонид Ярмольник, совершенно очаровательная Прасковья Фёдоровна, воплощённая Яной Сексте, и маленькое, но очень ироничное появление Игоря Верника. И отдельный реверанс в сторону волшебного голоса Юрия Борисова, озвучившего кота Бегемота. Правда, у последнего было возмутительно мало экранного времени.
В целом, любители творчества Булгакова найдут, к чему придраться – но стоит ли? Фильм как самостоятельное произведение весьма неплох, а привлечь внимание к творчеству великого писателя никогда не будет лишним. К тому же, из уст Мастера несколько раз звучат цитаты самого Михаила Афанасьевича, чем сценаристы подчеркнули связь между создателем и персонажем. Из десяти ставлю твёрдую семёрку.
Фото: принстскрины трейлера фильма с сайта Кинопоиск