Мы привыкли к большим предприятиям и компаниям. Но практика XXI века показывает, что реальная экономика держится на небольших организациях – микро-, малых и средних предприятиях (ММСП). Но что это за организации?

По среднесписочной численности сотрудников предприятия делятся на три категории: 101-250 человек – среднее предприятие, 15-100 – малое предприятие, до 15 – микропредприятие. Генеральная Ассамблея ООН объявила 27 июня Днем микро-, малых и средних предприятий, чтобы повысить осведомленность об огромном вкладе ММСП в достижение целей в области устойчивого развития.

Большое Радио взяло интервью у Натальи и Ильи Калашниковых, владельцев кондитерской студии MyPie, чтобы узнать, каково это – быть предпринимателем в Мурманске, как из кухонного хобби вырасти до своей студии и почему бенто – это круто.

— Расскажите, пожалуйста, с чего все начиналось.

— Наша история берет начало в 2018 году, основная наша деятельность – это десерты на заказ, мы начинали на дому, а затем это переросло во что-то большее, – улыбается Илья.

— У людей была потребность во вкусняшках именно здесь и сейчас, – добавляет Наталья, – ­­­и после открытия студии мы начали развивать такое направление как кофейня с витриной. Так как кофе было интересно Илье, он начал в большей степени развиваться в эту сторону, чтобы в MyPie были и десерты, и кофе классный.

— Сложно ли открыть свой бизнес в Мурманске? Почему именно десерты? Учитывая, что у нас есть «исторический гигант» «Юность», который у всех на слуху, не страшно было открывать свое дело именно в этой сфере?
— Абсолютно нет. Не то чтобы не воспринимаешь его как конкурента, это просто одна из ниш, которая помогла нам в какой-то степени с тортами на заказ. То есть они начали эту историю продвигать, а мы просто продолжаем в своем стиле. Показываем новый уровень десертов, меняемся в соответствии с запросами нашей аудитории.

— Что у вас пользуется большей популярностью: десерты, кофе или их сочетание?

— Так как мы только выходим на рынок кофе, то больше десерты, конечно. Но мы хотим вывести это всё на один общий уровень, чтобы люди знали, если есть десерт, то и кофе тоже можно взять у нас. В принципе, кофейный рынок с действительно хорошим кофе в Мурманске не такой большой.

— У вас две точки, правильно? Как вы выбираете места, чтобы открыть кофейню? Анализ районов, проходимости, интуиция, везение?

— Первая точка у нас самая спорная. У нас субарендатор в помещении – магазин для взрослых. Перед открытием этой кофейни мы очень сильно волновались, как отнесутся гости, с нами даже сотрудничать некоторые люди из-за этого не очень особо хотели. Когда выбирали локацию, для нас важно было быть максимально близко к центру, так как мы уверены, что это удобно для всех. Центр – это всегда больше людей, массовые мероприятия и просто прогулки. Интуиция подсказывала, что это место хорошее для точки десертов и кофе. Мы особо не рассматривали какие-то другие удаленные точки.

— А хотите открыть ещё несколько точек? И если хотите, то где?

— В планах есть, но нужно будет уже проводить анализ – Первомайский или Ленинский, где будет удобнее с точки зрения логистики, ведь наша основная кухня здесь, на Ленина. Летом будем запускать один мини-проект, тоже в Октябрьском округе, тоже с кофе. И дальше в Мурманске, наверное, уже хватит.

— В будущем видите ли вы себя как создатели франшизы?

— Мы думали об этом, но это все-таки вопрос времени. Пока мы – начинающие предприниматели и у нас еще нет достаточного опыта, чтобы выйти на такой уровень.

— Все, кого я спрашивала, считают бенто-тортики эдакой большой пироженкой на двоих, которую можно быстро купить и быстро съесть, и не надо потом доедать остатки этого торта на следующий день, что крайне удобно. До пандемии бенто стоили в районе 600-700 рублей, а после пандемии и других экономических и политических событий цена увеличилась на 230%. Снизился ли спрос в связи с увеличением цены?

— Нет, увеличение цены как раз и подтверждает большой спрос. Потому что бенто – это не так, чтобы легко. Да, он маленький, но время приготовления почти такое же, как и для привычных тортов на два килограмма. Почему он в Мурманске стоил 600 рублей раньше, потому что бенто только входили в Россию. Это примерно 2020 – 2021-й год, мы еще успели пожить в Питере, где эти тортики уже пользовались популярностью, а до Мурманска еще не дошло. Я где-то около года пыталась их продавать по 600 рублей, но никто не понимал, что это такое даже визуально, зачем нужно это пирожное за 600 рублей. Но по истечению года обороты социальных сетей показали людям, что такое бенто-торт, что на нем можно рисовать, писать пожелания, что это быстро, удобно и просто. И мурманчане подхватили эту идею – рассказала Наталья.

— С начала этого года все, в принципе, кто занимается сладким, столкнулись с большим скачком цен, – поддержал Илья. – Нам нашего товарного запаса хватило, чтобы еще 5 месяцев удерживать цены, но последний месяц мы начали уже в убыток работать, потому что цены колоссально выросли. Шоколад, например, в два раза вырос, а марку держать надо. Закрылись различные поставки, и за счет этого цена еще выросла.

— Сложно достать сырье сегодня?

— Сейчас да, особенно в Мурманске. Если бы мы жили в Москве или в Санкт-Петербурге, там проще – больше вариантов, где это можно купить, быстрее доставляют, а здесь дольше, сложнее, плюс идет наценка, потому что мы далеко находимся. Наш друг-партнер по возможности заказывает для нас мешками шоколад по закупочной цене, но даже она тоже значительно выросла.

— А какое самое необычное пожелание вы писали на бенто-тортике?

— Фантазия людей не знает границ.

— Как найти своих сотрудников?

— Мы тоже думаем – как? – смеется Илья.

— На самом деле - не так сложно, – уверена Наталья. Просто транслируешь в бизнесе свои ценности и при приеме на работу сотрудника смотришь по человеку, подходит он тебе или нет. Сейчас, в принципе, проблематично найти сотрудников во многих нишах, не только в кондитерской, многие предприниматели сталкиваются с тем, что не хватает работников.

Как вы мотивируете своих сотрудников? Делаете ли вы это шоколадом, как главного констебля из фильма «Вонка»?

— Мы иногда платим десертами, когда есть в этом заинтересованность сотрудников, – смеется Наталья. В основном, я подхожу к людям, которые со мной работают, на одном уровне. Так как я сама была наемным работником много лет и сталкивалась с пренебрежением со стороны руководителей, то стараюсь это исключить, стараюсь создавать дружескую атмосферу, дружеский коллектив. Мне необходимо, чтобы они были заинтересованы так же, как и я, ведь мы на одну идею работаем.

— Как начинающие бизнесмены, какую поддержку от Центра поддержки предпринимателей Мурманской области вы получали?

— Я не сталкивалась. Год назад я получала от государства помощь на развитие бизнеса как самозанятая. За счет этого мы и выросли в студию. Это был хороший толчок, – поделилась Наталья.

— Я знаю, что там можно взять субсидию, а-ля кредит, только не через банк, а непосредственно через центр. Но я еще не прибегал к такой функции. А так, в принципе, там хорошие люди, они все объясняют, что делать, что отправить, куда сходить. Своего товарища, который хочет открыть бизнес, я направил туда, – прокомментировал Илья.

— Какие три совета начинающим предпринимателям вы бы дали?

— Не начинайте бизнес в кредит, будете мучиться потом. Ничего не бойтесь, никого не слушайте, делайте сами, как видите. И желательно еще начинать при минимальных затратах. Допустим, как в нашем случае, мы начинали дома, наработали лояльную аудиторию в соцсетях, а потом открыли студию. И нужно сразу нанимать управляющего, по опыту говорю, и не забывать об инвестициях, даже если вы окупились за три месяца, – советует Илья.

— Если вы горите этим, то нужно действовать и не бояться, потому что всегда страшно что-то начинать, а потом эти страхи отпускают, – уверена Наталья. А так, еще советую правильное намерение выбрать для развития бизнеса, чтобы он шел в нужном русле, чтобы не закрыться через год-два, потому что перегорел. Понятно, что мы все бизнесом занимаемся не благотворительно, а ради получения средств к существованию, но это должна быть не первая цель, которая ставится предпринимателем.

 

Фото: Дарья Хох