Сегодня мы не можем представить нашу жизнь без фотографии. Любой, даже самый простой телефон обладает камерой, с помощью которой мы фиксируем самые разные моменты: от бытовых до тожественных. Люди, которые умеют улавливать и красиво запечатлевать мгновения жизни в кадре празднуют сегодня свой профессиональный праздник.

Большое Радио взяло интервью у мурманского фотографа и фотокорреспондента «МурманМедиа» Екатерины Громовой.

— Когда и как у Вас появился интерес к фотографии?

— Интерес к фотографии появился еще в институте, когда у нас появился предмет «Фотодело». Это было просто потрясающе, потому что это были не какие-то пары из разряда: теория, сидим в университете за партами, это была сразу практика с фотоаппаратом, в фотостудиях и на улице. У меня очень добрые воспоминания об этом остались. Тогда же я попросила у родителей свою первую камеру.

Затем, вовремя работы журналистом в редакции газеты «Кольское слово», я поняла, что мне действительно важно, чтобы к моим материалам в газету, даже несмотря на то, что она черно-белая, были хорошие фотографии, хорошие иллюстрации интересные. Кроме того, был сайт, VK-группа. Это все дублировалось в альбомы. И я получала удовольствие от того, что фотографировала. Еще, хоть не всегда, конечно, но был отклик из VK-группы, когда, например, проходили какие-то мероприятия с детьми, и родители находили фото своих малышей, писали спасибо, сохраняли себе.

— Где вы черпаете вдохновение?

— В интернете и социальных сетях. Я черпаю вдохновение, наблюдая за работами других фотографов. Одна очень успешная и известная в Мурманске фотограф посоветовала мне отписаться от местных коллег и не смотреть их работы, потому что есть риск повторить их снимки, даже не желая этого, ведь мы все снимаем в одних и тех же местах. Но я не последовала её совету, потому что мне интересно наблюдать за творчеством моих знакомых фотографов.

Конечно, важно развивать свой кругозор и насмотренность. Для этого я использую социальные сети с картинками и Pinterest. Там я нахожу вдохновение и подписываюсь на фотографов из других регионов и стран. Кроме того, я смотрю фильмы и стараюсь посещать выставки.

Иногда вдохновение приходит неожиданно. Например, когда я гуляю по городу и вижу красивое преломление света на закате, я понимаю, что здесь мог бы получиться хороший кадр. Это происходит непредсказуемо и может случиться в любой момент.

— Насколько изменились ваши работы за время, которое вы занимаетесь фотографией?

— Произошли колоссальные изменения, особенно в техническом плане. Раньше у меня был простой Canon, и я снимала, в основном, в автоматическом режиме или в ручном, но не до конца понимая, как это работает.

Сейчас я полностью освоила ручной режим съёмки, больше не пользуюсь авторежимом и не доверяю встроенным настройкам. Хотя некоторые фотографы считают, что даже на самую обычную камеру можно снимать профессионально, я всё же предпочитаю работать с хорошей техникой.

Кроме того, сменив работу и став исключительно фотокорреспондентом, я больше не могу снимать «на автомате». Теперь я использую Lightroom и Photoshop для обработки фотографий, и это требует серьёзного подхода и внимания к деталям.

— Что сложнее: репортажная съемка для информагенств или коммерческие съемки?

— На самом деле и то, и то по-своему сложно, но в целом это все ответственность. Для меня большая и высокая ответственность. Если говорить о работе фотокорреспондента, я поначалу переживала, что, возможно, чего-то не понимаю и от меня ждут других фотографий или большего. Однако, к счастью, всех всё устраивает.

Ещё один фактор в работе фотокорреспондента — это то, что я девушка, и в Мурманске я одна, все остальные — мужчины. Понятно, что я быстрее устаю, когда приходится носить тяжёлые сумки и рюкзаки, или долго стоять на ногах, например, во время выездов в такие места, как Териберка. Или когда приходится бегать под дождём и холодом. Или на спортивных мероприятиях, где хочется сделать крутой кадр, но рядом с тобой много других камер, люди толкаются, и тогда ты думаешь: «Помогите!» Но со временем привыкаешь. За почти три года работы я уже привыкла к этому. Несмотря на то, что да, я - девочка и мне иногда хочется, поныть, я все равно получаю просто колоссальное удовольствие от своей работы. Иногда даже адреналин в гонке за классным кадром. Даже несмотря на то, что ты там хоть в три погибели, хоть согнулся в букву Ю, но ты сделал суперфотку, ты находишься в эпицентре событий, ты можешь видеть ближе и больше, чем другие.

Что касается коммерческой съёмки, то здесь иногда возникают проблемы из-за вкусовщины людей. Люди не всегда могут адекватно воспринимать реальность, себя и свои ожидания. Но, к счастью, таких случаев немного, хотя я работаю в коммерческой съёмке всего год.

За это время у меня было всего пару инцидентов, но в основном я получаю только положительные отзывы. Хотя каждый раз, когда отдаю фотографии, неважно, что это было за мероприятие — свадьба или что-то индивидуальное, я волнуюсь. Но в целом все говорят «спасибо» и хвалят мою работу.

— Какая фотосессия была самой удачной, а какая самой провальной на ваш взгляд?

— Начну с удачных репортажей. Первый – это фестиваль «Эривейв» в Териберке. Наверное, ничего более красивого за почти три года работы в редакции я не сняла. Это было просто загляденье, я получила колоссальное эстетическое удовольствие работая там и потом, обрабатывая фотографии, не нужно было выкручивать и накладывать какие-то пресеты, там в принципе было очень красиво по свету, получилась сочная картинка и вообще было интересно за этим за всем наблюдать. Вторая, на мой взгляд крутая съемка – это тренировка авиалесоохраны. Зима, минус 30, ветрище, вертолет. Немного наглости и я попала внутрь вертолета, хотя и не должна была там быть. Снимала с вытянутой руки, когда вертолет был в воздухе. Было очень страшно, но получилось круто. 

Удачная коммерческая съёмка – это поездка в Териберку, лавстори на берегу Баренцева моря. Это было в прошлом году, когда я только начинала собирать своё коммерческое портфолио. Я нашла ребят, у которых был автомобиль, и мы отправились в путь.

Конец октября – начало ноября, погода шепчет. Трижды по дороге была метель, дождь, небо было чёрным. Но мы смеялись, старались держаться и радоваться, потому что погода не предвещала успеха. Однако нам очень повезло.

Когда мы подъезжали к селу, тучи расступились, показалось голубое небо и даже немного солнца. От силы меньше часа мы провели на пляже, ребята наслаждались друг другом, а я их фотографировала. Ни малейшего дуновения ветра, всё было идеально. Но как только я выключила камеру, на улице начался настоящий апокалипсис. Цунами, ураган, смерч, «сказка» – а не погода.

Это было очень красиво. Кадры получились потрясающими, с великолепными цветами, даже обрабатывать особо не пришлось. Нам всем очень понравилось: и поездка, и результат.

Если говорить о неудачных съёмках, то в репортажной съёмке, на мой взгляд, их не было. А вот в коммерческой съёмке, если говорить коротко и ясно, самый неблагодарный жанр — это работа со школьными альбомами.

Меня предупреждали коллеги, чтобы я не связывалась с этим жанром, не бралась за него, потому что в большинстве случаев это сплошной негатив. Так и вышло. У меня было две съёмки, одна удачная, другая — нет. Я нашла общий язык с детьми, но не с родителями, у которых были какие-то странные ожидания от своих детей. Это было полным разочарованием, и я больше не буду заниматься этим. Для меня это не так важно и нужно.

— Ваши пожелания начинающим фотографам

— Прежде всего, я рекомендую внимательно изучить настройки вашего фотоаппарата в ручном режиме. Как только вы это сделаете, всё изменится. Когда вы понимаете, что такое ISO, выдержка, диафрагма, баланс белого, вам будет легче выбирать правильные параметры для съёмки, чтобы гарантировать удачный кадр.

Не бойтесь экспериментировать, берите творческие съемки, даже если они будут бесплатными. Помните, что портфолио само себя не соберёт. Посещайте воркшопы и мастер-классы в вашем городе, если у вас есть возможность. Это поможет вам получить опыт, пофотографировать красивых моделей с хорошим светом и узнать что-то новое.

Смотрите красивые художественные фильмы, читайте соответствующую литературу, например, «Как приручить фотоаппарат» Анны Масловой, «Лекции по истории фотографии» Владимира Левашова, «Смотри. Думай. Снимай!» Генри Кэролла и многое другое. Интересуйтесь новинками в мире фотографии, развивайте насмотренность и кайфуйте! Кайфуйте от процесса.

Фото: Екатерина Громова