По окончании театрального сезона критики обычно пишут, мол, сезон был богат на яркие постановки, каждая оставила неизгладимый след… Классика и современность, драма и комедия — театр сумел удивить… Драматическое искусство живёт! Прекрасные слова. Главным событием мурманского 85-го сезона, без сомнений, стал фестиваль «Арктическая сцена», объявленный международным. Впервые он прошёл в столице Кольского Заполярья два года назад, и вернулся. Первый, региональный, этап состоялся в мае этого года, и - вызвал максимум удивления.
Изначально на фестивальном пространстве объединились профессиональные и любительские театры. Напомним, это организационное решение приглашённые члены жюри – и прошлогоднего, и нынешнего – оценили как изюминки культурного мероприятия. Председатель жюри Фестиваля-2024, доктор филологических наук Капитолина Кокшенёва, встречаясь с журналистами, так и говорила:
«Мне очень нравится такая постановка вопроса. Профессионалы могут поделиться мастерством с любителями, которые в свою очередь, могут помочь своим свежим взглядом профессионалам, часто подверженным штампам. Выиграет и публика, которая не имеет возможности следить за театральной жизнью других городов - на фестивале она сможет увидеть лучшее».
В прошлом году так и случилось, в этом - организаторы сделали показы самодеятельных коллективов заочными. Им предложили снять свои спектакли на видео, представить в жюри на флешке. Сказать, что они удивились – ничего не сказать.
Да, в программе первого фестиваля онлайн-показы тоже имели место, но виртуальный выход театров из Белоруссии, Германии, Грузии был вынужденным, в том числе, по финансовым причинам. Театров, заметим, профессиональных. Любители не избалованы публичностью. Нынешнюю «заочность» для них можно объяснить, пожалуй, только пренебрежением. Театр, пожалуй, самое живое из искусств – энергетика зала, глаза - в глаза, от сердца - к сердцу… А тут флешка! Чем можно обидеть человека искусства сильнее?
Немаловажна и техническая сторона вопроса. Полноценная, качественная запись спектакля осуществляется пятью-семью профессиональными камерами. Кто из десятка сельских и районных любительских коллективов может позволить себе такую роскошь? Да никто. Даже областные театры снимают спектакли - если снимают – с трёх точек, и то айфонами да фотоаппаратом.
«Ужас какой-то, смотреть очень тяжело - общие планы, где звук пропадает, где картинка размыта», - поделилась с журналистами та же Кокшенёва.
«Нам и в голову не пришло снимать свои спектакли, - признался главный режиссёр театра Северного флота Александр Шарапко. - Мы рады встрече со зрителем, и всегда играем вживую».
Северофлотцы ограничились съёмкой 30-секундных тизеров. Спектакли "ЧехонТэффи" и "Хозяйка гостиницы", предложенные ими на фестиваль, члены жюри смотрели «живьём».
Зрители тоже обиделись. Они следили за рекламой, подгадывали отпуск и фитнес, готовили наряды, и на тебе - «онлайн-театр нашего Фестиваля приглашает вас на очередную премьеру регионального этапа нашего Фестиваля».
… Для чего вообще нужен театр? Чтобы понять себя. Театральный фестиваль – это смотр достижений, это наличие в городе культурной воли, творчески-рабочего состояния. Фестивальное пространство плодотворно для всех – актёров, зрителей, критиков, потому что все нуждаются в профессиональном общении. Фестиваль позволяет увидеть место театра в контексте страны - какая идея движет постановщиком, как развивается действие, как тот или иной спектакль соотносится с тем, что происходит вокруг?..
Профессионального общения не случилось. Организаторы не сочли нужным поддерживать обратную связь со зрителем, не говоря о критиках. Критическая составляющая, необходимая любому масштабному мероприятию - в первую очередь - как драйвер развития, почему-то выпала. Что, критика? Не, не слышали. Информационное сопровождение тоже оставляло желать лучшего. Трансляция на странице в соцсети «ВК» - единственная площадка, где транслировался дневник фестиваля и шли онлайн-показы. О качестве трансляции – уже упоминалось. Изюминки превратились в скорлупки – не золотые, простые.
Не обиделись, пожалуй, только члены жюри. Если на прошлом фестивале было два жюри - профессиональное и любительское (это ещё одна изюминка), то в этом организаторы пошли дальше. Награды распределяли три состава - экспертный совет, жюри и альтернативное жюри. Трое – в Совете («ведущие театральные деятели Мурманска» – председатель комитета по культуре, главреж и завлит облдрамы); трое – в профессиональном жюри (приглашённые эксперты из Москвы и Санкт-Петербурга) и семь – в альтернативном («известные и успешные люди города Мурманска» - замглавы администрации, депутаты, руководители волонтёрского центра и местного кинофестиваля, предприниматель, подполковник запаса ФСБ). Зачем три жюри? Два не справлялись?
На ноябрь запланирован второй этап фестиваля-2024. Заявки пришли из Челябинска, Москвы, а также Белоруссии и Сербии. Конечно, надежда на то, что международный этап окажется более успешным, есть, но для этого организаторам предстоит провести определённую работу над ошибками. Сочтут ли нужным? Вопрос. Пока известно, что альтернативное жюри останется в прежнем составе, в профессиональном - будут замены. Об экспертном совете не сообщается.
Фото: Большое радио