
ЛЕГО. Как много в этом слове радости, фантазии и приятных воспоминаний! У всех нас в детстве были конструкторы, у кого-то побольше, у кого-то поменьше. Да, возможно, они не всегда были именно ЛЕГО, но для многих этот бренд стал именем нарицательным, ведь когда мы говорим ЛЕГО, мы всегда имеем в виду конструктор, а он, в свою очередь, в 90% случаях – ЛЕГО.
28 января 1958 года был запатентован современный «кирпичик» ЛЕГО, и сегодня отмечается Международный день ЛЕГО – праздник пусть и не официальный, но достаточно широко отмечаемый в мире.
Так, например, в Дании, США, Японии, Великобритании, Австралии, Германии и Китае в этот день устраиваются выставки, мастер-классы и конкурсы для детей и взрослых. Проходят фан-встречи, некоторые магазины предлагают специальные скидки и акции. В Леголенд-парках проходят тематические мероприятия. А вот кого благодарить за такое простое, но очень важное изобретение, читайте в материале Большого Радио.
Основатель компании LEGO Group – Оле Кирк Кристиансен – был простым датским столяром. Мировой экономический кризис в 1932 году вынудил Оле перейти с привычного ассортимента (лестниц, гладильных досок, подставок для ёлок и других предметов повседневного пользования) на так называемую легко реализуемую продукцию. Согласитесь, дети всегда хотят новую игрушку, и вряд ли она прослужит так же долго, как добротная лестница. Фокус внимания мастера сместился на выпуск автомобилей, самолётов и йо-йо для детей всех возрастов.
Оле Кирк Кристиансен позже написал о том, как посвятил всю жизнь производству игрушек: «Только в тот день, когда мне пришлось выбрать: бросить старое ремесло или выкинуть игрушки из головы, — я начал видеть долгосрочные последствия. И решение оказалось правильным».
Торговая марка LEGO была зарегистрирована в Дании в 1954 году. В названии бренда отразилась и главная идея столяра: LEGO образовано от начальных букв слогана «leg godt», буквально означающего «играть хорошо». Девиз компании «Лучшее еще недостаточно хорошо» — это перефразированное Кристиансеном известное выражение «нет предела совершенству».
Оле Кирк Кристиансен не скупился на лучшие станки и инструменты, даже несмотря на непонимание родных и близких. Для улучшения качества изделий и рационализации производства он тестировал новые материалы и методы обработки. Иногда на это уходили невероятные по меркам того времени деньги. Так, например, одна из машин, купленная в экспериментальных целях, стоила столько же, сколько стоит хороший дом для семьи из четырёх человек.
В 1947 году в распоряжение компании поступила первая машина для литья пластмасс под давлением — Windsor SH. С этого момента началась новая эра пластмассовых игрушек и «кирпичиков», ставших популярными в будущем. В течение 1950-х и 1960-х годов компания закупила ряд других станков и промышленных машин, чтобы идти в ногу с ростом производства.
Наряду с улучшением технологий, важной вехой в развитии бренда стало принятие принципа «системы в игре» при создании вещей. Ведь выпустить красивый пластмассовый трактор и вручить его ребенку — это одно. А дать ему в руки набор, из которого можно сделать нечто большее, что-то, что бросит вызов их воображению и творчеству — это другое.
Правила «системы в игре» руководство бренда сформулировало в середине XX века в шести пунктах. Эти принципы стараются учитывать до сих пор.
1. Продукция должна быть компактной по размерам и не ограничивать свободу проявления фантазии.
2. Цена должна быть разумной.
3. Изделие должно быть простым и долговечным, но при этом предлагать неограниченное разнообразие использования.
4. Продукция должна подходить детям всех возрастов, как мальчикам, так и девочкам.
5. Вещь должна быть классической по своей подаче и не нуждаться в обновлении.
6. Изделие должно легко распространяться.
Именно с появлением «системной идеи» расцветает неограниченный потенциал LEGO-наборов. В 1960 году компания решила больше не выпускать обычные деревянные и пластиковые игрушки. На первый план вышли легендарные «кирпичики». Их актуальную форму запатентовали 67 лет назад — 28 января 1958 года.
Работа с элементами конструктора позволяет развивать у ребенка мелкую моторику, внимательность, усидчивость, терпение, воображение, фантазию, а успешное завершение процесса – повышение самооценки.
В каталоге компании представлено невероятное разнообразие конструкторов для разного возраста, пола, различными уровнями сложности. От простых наборов для самых маленьких детей до наборов, содержащих микроконтроллеры, датчики и электродвигатели, способных увлечь даже порой скептически настроенных взрослых.
ЛЕГО настолько популярно, что в мире построено 11 тематических парков «Леголенд» (дат. Legoland — «Страна ЛЕГО»). Из них 3 находятся в США, 3 — в Европе и 4 — в Азии. Еще 4 запланированы к постройке. Центральный офис компании в городе Биллунд в Дании располагается рядом с самым большим в мире Леголендом — парком отдыха и развлечений, городом, построенным целиком из элементов конструктора ЛЕГО, открытым в 1968 году.
Кстати, это не единственное строение, сделанное из «кирпичиков» ЛЕГО. В 2016 году компания Land Rover построила 13-метровую модель Тауэрского моста. На воплощение идеи потребовалось 5 месяцев и свыше 5,8 млн кубиков для строительства этой модели, зафиксированной в Книге рекордов Гиннеса.
Фото: guinnessworldrecords.com
Рекордов с ЛЕГО достаточно: австралиец Фрэнк Смоес попал в Книгу рекордов, собирая наборы LEGO с 1980 года. Его коллекция на 9 мая 2017 года насчитывала 3 837 наборов, не менее 1,2 миллиона деталей и более 8 000 мини-фигурок. Туристическая компания из Гонконга в 2017 году построила копию 18-палубного круизного судна World Dream, которая состоит из более 2,5 миллионов деталей LEGO.
Фото: guinnessworldrecords.com
Помимо рекордов, есть экземпляры, за которые коллекционеры готовы выложить кругленькие суммы. Так, например, самой дорогой фигуркой считается золотой Бобба Фетт, выпущенный в двух экземплярах, для проведения лотерей на выставках Star Wars Celebration и Comic-Con International в 2010 году в США. Среди самых редких, дорогих и желанных наборов первое место принадлежит набору «Дом Оле Кирка» — модель жилища основателя компании LEGO из 910 деталей. Набор был выпущен в 2009 году тиражом всего 32 экземпляра. В 2012 году конструктор переиздали под артикулом 4000007, но коллекционеры охотятся именно за версией 2009 года.
Кстати, если после прочтения статьи вы решили перебрать детские игрушки в поисках редких экземпляров, вынуждены вас огорчить: чтобы набор имел инвестиционную ценность, он должен быть не вскрытым, не собранным и в идеальной упаковке.
Фото: Валерий Сакович, guinnessworldrecords.com