Карла Росси по праву именуют смелым урбанистом и градостроителем невиданного масштаба. Его уникальность – в комплексном подходе. Он мыслил целыми ансамблями, создавая гармоничное городское пространство, подобное единому гигантскому организму. 11 площадей и 12 улиц в центре Петербурга были застроены именно по его великим проектам. Не случайно искусствовед Игорь Грабарь назвал его «последним великим зодчим Европы».

Ярчайший пример монументального искусства Росси – Дворцовая площадь. Архитектор объединил корпуса Главного штаба и Министерства иностранных дел грандиозной Триумфальной аркой, воздвигнутой во имя победы русских солдат в Отечественной войне 1812 года. Полукружие зданий обхватывает площадь в объятиях, устремляя взор к Зимнему дворцу. Стоит отметить любопытную историческую деталь: первоначальная скульптура «Колесница Славы», установленная на арке, весила 80 тонн, но в итоге конструкцию облегчили до 16 тонн.

Постулат тотального новаторства виден и в ансамбле Александринского театра, где Росси спроектировал не только само здание, но и всю окружающую площадь (ныне – площадь Островского), тщательно продумав интерьеры и освещение. Михайловский дворец, созданный для великого князя Михаила Павловича, брата императора Александра I, стал ещё одной жемчужиной в петербургской коллекции архитектуры.

В Аничковом дворце Карл Иванович провёл кардинальную реконструкцию, возвёл новые корпуса, перепланировал сад и создал изысканные Танцевальный и Музыкальный залы, завораживающие своей ослепительной красотой. В Зимнем дворце его руке принадлежит знаменитая Военная галерея 1812 года, объединившая несколько помещений в мемориальный зал с портретами героев воинской славы.

Самым же масштабным и сложным проектом стали здания Сената и Синода на Сенатской площади. Исполняя волю императора Николая I, Росси, несмотря на дерзкие споры и многочисленные выговоры, всегда оставался непреклонен в своём видении и своих позициях. Результат кропотливой работы – непревзойдённый, исполненный немыслимого величия ансамбль с перекинутой над Галерной улицей мощной аркой.

Наследие Карла Росси – от павильона в Павловске до раскидистых площадей – невозможно измерить только лишь количеством зданий, ведь архитектор мыслил целыми кварталами и диктовал городу новые перспективы.

Текст и фото: Виктория Кондратьева.