К такому выводу пришли эксперты фонда «Медиастандарт» и исследовательской группы ЦИРКОН в ходе подготовки рейтинга российских регионов по уровню развития института массовой информации «Индекс развития медиасферы-2016».
Для расчета индекса развития медиасферы аналитики использовали 50 различных индикаторов, разделенных на пять индексов: состояние среды (социально-экономическое развитие региона), активность основных стейкхолдеров (групп влияния власти, бизнеса, общественных организаций), состояние аудитории, СМИ и непосредственно медиаконтента.
В группу регионов с наиболее высоким рейтингом «А» попали 11 субъектов РФ. Лидеры — Москва, Санкт-Петербург и Московская область, они получили высшие оценки по всем индексам.
Также исследователи зафиксировали снижение числа россиян, которые из всех каналов информации отдают предпочтение телевидению. В среднем по России число зрителей, уделяющих ТВ два и более часа в день, сократилось примерно на 7%.
Что касается интернета как альтернативного канала информации для получения новостей, то здесь лидером стала Республика Коми, где 57% жителей узнают об актуальных событиях из сети, аналогичные показатели — в ХМАО и ЯНАО, а также в Мурманской области. В Москве из интернета узнают новости 56% граждан.
Существенно выросло число респондентов, которые говорят о публикации в СМИ «заведомо ложной информации» или замечают у журналистов «попытку навязать потребителю медиаконтента определенную точку зрения».