В 2017 году завершится проект по разработке программы очистки Кольского залива. Обследована вся акватория у Мурманска. На глубине до 30 метров водолазы обнаружили 25 судов и 23 кораблеподобных объекта длиной более 10 метров. 49 морских сооружений находится прямо у берегов, их видно во время отлива. В ближайшие месяцы экспертам предстоит определить, какие объекты опасны с точки зрения судоходства и экологии, а какие портят вид со стороны берега, сообщает РГ.
Когда затонувшие и затопленные суда будут ранжированы по степени опасности, появится представление о срочности их поднятия. Уже известно, что в ближайший год поднимут лишь две металлоконструкции из 13 выявленных в губе Ретинская на западной стороне залива. На этом бюджет проекта в 50 миллионов рублей будет исчерпан.
На основании новой программы, которую разработают специалисты, можно будет определиться с финансированием и проводить дальнейшую работу по очистке арктических акваторий в 2018-2020 годы. Пока речь идет о госфинансировании.
Самое большое скопление конструкций на дне - в районе Североморска, где когда-то на берегу размещались промышленные мощности. Одним из самых опасных объектов для экологии называют зверобойно-промысловое судно "Териберка", затонувшее на рейде Мурманского морского торгового порта в 1993 году.
Потенциальная угроза заключается в топливе, которое находится на борту затонувшего судна "Териберка". Это около 50-ти тонн нефтепродуктов. Оно покоится в акватории морского порта уже 23 года. И все это время является бомбой замедленного действия.
Толщина воды над конструкциями "утопленника" - около 5 метров. Велик риск, что при неблагоприятных условиях на них могут нарваться крупнотоннажные суда, груженые углем. Судно было построено в 74-м году, выброс вредных веществ из-за коррозийного износа металла может начаться в любое время.
Объектов, от которых нужно очистить залив, порядка 100. Но "Териберка" - самый опасный из них.
Судно затонуло на глубине 17,6 метра. Ширина судна - 13 метров. Если даже предположить, что ЗРС "Териберка" лежит на грунте на борту, то высота воды над конструкциями судна на малой воде составляет не более 5 метров.
У причалов ПАО "Морской торговый порт Мурманск" крупнотоннажные суда грузятся углем на осадку более 12,5 метра и затем отводятся на якорную стоянку, рядом с затонувшим судном "Териберка", для оформления документов. Можно предположить, что будет, если такое судно вдруг сорвет с якоря в штормовую погоду, а затем оно навалит на затонувшее зверобойно-рыболовное судно "Териберка".
Кстати, уже были неоднократные случаи касания корпуса ЗРС "Териберка" проходящими морскими судами сравнительно небольшого тоннажа. Но пока, как говорится, обошлось.
Об этой проблеме еще в 2006 году писал комитет по природным ресурсам и охране окружающей среды Мурманской области в своем докладе, где было сказано о том, что, несмотря на предписания контролирующих органов, судовладелец оставался безучастным. Была и прокурорская проверка, и суд, но "Териберка" все еще на дне.
Возможно, судоподъем затонувшего ЗРС "Териберка" будет запланирован на среднесрочную перспективу в 2018-2020 годах, если появится государственное ресурсное обеспечение.